Сформированный в Плане мероприятий портфель проектов оценивается в 403,6 млрд рублей (Таблица 25), из которых 70 млрд рублей относятся к муниципальному бюджету, остальные средства приходятся на федеральный, региональный бюджеты, затраты частных компаний и общественных организаций.
Большая часть расходов связана с реализацией проектов развития транспорта и инженерной инфраструктуры, которые в основном финансируются не за счет средств бюджета. Самым дорогим проектом развития может стать строительство пятого мостового перехода из Ленинского в Правобережный округ, который оценивается более чем в 37 млрд рублей. Среди проектов инженерной инфраструктуры больше всего средств требует теплосетевое хозяйство - общий бюджет на строительство сетей и нового теплоисточника оценивается в 26,2 млрд рублей.
Таблица 25 - Распределение планируемых в стратегии расходов
по проектам в разрезе стратегических приоритетов до 2036
года
Приоритеты | Сумма, млрд руб. |
Прирост населения | 5,5 |
Образование | 25,4 |
Культура | 53,1 |
Транспорт | 165,5 |
Городская среда | 116,8 |
Экономика | 4,5 |
Пространственное развитие | 32,8 |
ИТОГО | 403,6 |
На первый этап реализации стратегии приходится проектов на сумму в 14,8 млрд рублей. 207,5 млрд рублей приходится на проекты, реализуемые на втором - третьем этапах. Остальные проекты могут начинаться на первом этапе стратегии и реализовываться на всем горизонте планирования - до 2036 года.
Часть обязательств городского бюджета могут быть покрыты за счет привлечения заимствований, а также различных форм муниципально-частного партнерства. Заемное финансирование будет привлекаться на потенциально окупаемые проекты, например, создание сети платных парковок (возврат кредита за счет доходов от парковки).
Прямое бюджетное финансирование будет в проектах, которые направлены на реализацию муниципальных полномочий и выполняют преимущественно социальную функцию.
Общее распределение бюджетного финансирования будет прямо увязано с приоритетами стратегии: при дефиците средств в приоритете всегда должны быть проекты, оказывающее наибольшее влияние на достижение стратегических целей.
Для привлечения средств других участников реализации стратегии будут осуществляться следующие действия:
- Постоянный анализ возможностей по участию города в федеральных и региональных проектах - государственное финансирование, вероятно, станет основным источником изменений в условиях кризиса и повышенных рисков.
- Реализация совместных проектов с крупнейшими компаниями Иркутской области - значительная доля добывающего экспортно ориентированного сектора концентрирует значительные ресурсы на территории города, многократно превышающие даже самые амбициозные проекты стратегии. У компаний растет заинтересованность в удержании и привлечении высококвалифицированных специалистов, которые невозможны без развитой городской среды.
- Привлечение инвестиций и новых компаний на территорию города - в Иркутске по-прежнему остается множество свободных рыночных ниш, которые прямо связаны с восприятием города как привлекательного места для жизни (аквапарки, тематические парки, жилые проекты, спортивные объекты, объекты туристической индустрии и т.п.).
- Активное вовлечение граждан в софинансирование городских проектов - относительно высокие среднедушевые доходы и готовность населения софинансировать социальные проекты позволяют существенно расширить масштаб реализуемых проектов на территории города.
- Разработка новых форм муниципально-частного партнерства - в России накоплен значительный опыт реализации проектов МЧП, большинство рисков урегулированы на законодательном уровне, а у бизнеса растет заинтересованность в партнерстве с городом решать задачи развития.