Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года (с изменениями на 6 марта 2024 года)



Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии


Сформированный в Плане мероприятий портфель проектов оценивается в 403,6 млрд рублей (Таблица 25), из которых 70 млрд рублей относятся к муниципальному бюджету, остальные средства приходятся на федеральный, региональный бюджеты, затраты частных компаний и общественных организаций.


Большая часть расходов связана с реализацией проектов развития транспорта и инженерной инфраструктуры, которые в основном финансируются не за счет средств бюджета. Самым дорогим проектом развития может стать строительство пятого мостового перехода из Ленинского в Правобережный округ, который оценивается более чем в 37 млрд рублей. Среди проектов инженерной инфраструктуры больше всего средств требует теплосетевое хозяйство - общий бюджет на строительство сетей и нового теплоисточника оценивается в 26,2 млрд рублей.


Таблица 25 - Распределение планируемых в стратегии расходов

по проектам в разрезе стратегических приоритетов до 2036

года

Приоритеты

Сумма, млрд руб.

Прирост населения

5,5

Образование

25,4

Культура

53,1

Транспорт

165,5

Городская среда

116,8

Экономика

4,5

Пространственное развитие

32,8

ИТОГО

403,6


На первый этап реализации стратегии приходится проектов на сумму в 14,8 млрд рублей. 207,5 млрд рублей приходится на проекты, реализуемые на втором - третьем этапах. Остальные проекты могут начинаться на первом этапе стратегии и реализовываться на всем горизонте планирования - до 2036 года.


Часть обязательств городского бюджета могут быть покрыты за счет привлечения заимствований, а также различных форм муниципально-частного партнерства. Заемное финансирование будет привлекаться на потенциально окупаемые проекты, например, создание сети платных парковок (возврат кредита за счет доходов от парковки).


Прямое бюджетное финансирование будет в проектах, которые направлены на реализацию муниципальных полномочий и выполняют преимущественно социальную функцию.


Общее распределение бюджетного финансирования будет прямо увязано с приоритетами стратегии: при дефиците средств в приоритете всегда должны быть проекты, оказывающее наибольшее влияние на достижение стратегических целей.


Для привлечения средств других участников реализации стратегии будут осуществляться следующие действия:


- Постоянный анализ возможностей по участию города в федеральных и региональных проектах - государственное финансирование, вероятно, станет основным источником изменений в условиях кризиса и повышенных рисков.


- Реализация совместных проектов с крупнейшими компаниями Иркутской области - значительная доля добывающего экспортно ориентированного сектора концентрирует значительные ресурсы на территории города, многократно превышающие даже самые амбициозные проекты стратегии. У компаний растет заинтересованность в удержании и привлечении высококвалифицированных специалистов, которые невозможны без развитой городской среды.


- Привлечение инвестиций и новых компаний на территорию города - в Иркутске по-прежнему остается множество свободных рыночных ниш, которые прямо связаны с восприятием города как привлекательного места для жизни (аквапарки, тематические парки, жилые проекты, спортивные объекты, объекты туристической индустрии и т.п.).


- Активное вовлечение граждан в софинансирование городских проектов - относительно высокие среднедушевые доходы и готовность населения софинансировать социальные проекты позволяют существенно расширить масштаб реализуемых проектов на территории города.


- Разработка новых форм муниципально-частного партнерства - в России накоплен значительный опыт реализации проектов МЧП, большинство рисков урегулированы на законодательном уровне, а у бизнеса растет заинтересованность в партнерстве с городом решать задачи развития.