На уровне города за формирование городской среды отвечает комитет городского обустройства администрации города Иркутска, который совместно с другими муниципальными органами власти реализует муниципальную программу "Формирование комфортной и безопасной городской среды", основные мероприятия которой связаны с благоустройством общественных территорий, дворов и зеленых зон.
За время с начала реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда" в 2018 году в Иркутске были благоустроены десятки общественных пространств и сотни дворовых территорий, при этом еще множество территорий остаются неблагоустроенными особенно за пределами центральной части города. В рамках муниципальной программы "Формирование комфортной и безопасной городской среды" в городе выделен перечень общественных территорий (102 единицы), нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству. На конец 2022 года благоустроено 69 территорий из данного перечня (для общественных территорий, благоустраиваемых в рамках нескольких этапов, был проведен как минимум первый этап). По итогам 2022 года доля благоустроенных дворовых территорий и общественных пространств в общем количестве таких территорий составляет 62,3%. В 2022 году в благоустройство города вовлечено 100 413 человек в возрасте старше 14 лет, в том числе в рамках проведения рейтингового голосования по выбору общественных территорий 39 409 человек. В рамках проекта "Народные инициативы" вовлечено 30 654 человека. В целях благоустройства города в 2018 году создано муниципальное казенное учреждение города Иркутска "Городская среда" (МКУ г. Иркутска "Городская среда"). Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" предполагает, что к концу 2030 года должно быть благоустроено столько же территорий, сколько было заложено на первый этап реализации программы - 31,06 тысяч единиц на 2024 год и 62,26 тысяч единиц на 2030 год.
Остро стоит вопрос доступности городской среды в зимнее время. Большинство благоустроенных территорий не ориентированы на использование зимой при минусовых температурах, при этом в мире существует множество примеров успешно спроектированных пространств, которые расширяют возможности пребывания горожан вне крытых территорий. На базе Иркутского научно-исследовательского технического университета создан отдельный институт технологий зимнего города, который организован для выявления, продвижения и распространения положительных атрибутов зимней жизни, новых концепций в архитектуре и городском дизайне, а также историй успеха из тех мест, которые процветают на севере. В частности, значительные усилия направляются на усовершенствование дорожного покрытия, выдерживающего значительные перепады температур.
Еще одной проблемой является нехватка общественных пространств, ориентированных на молодежь. Старшие школьники и младшие студенты, не имея возможности на посещение коммерческих заведений, вынуждены проводить время в неприспособленных пространствах торговых центров и других подобных объектов. Если в летнее время такая проблема фактически отсутствует, то зимой настоящих "третьих мест", помимо дома и учебных заведений, в городе практически нет.
В городе остается нереализованным потенциал выхода к воде. Большинство набережных не включены в активное городское пространство, фрагментированы и не участвуют в формировании пешеходно-прогулочного каркаса города.
Многие городские парки возрождаются после многолетнего запустения. При этом существует ряд проблем, характерных для большинства зеленых зон города:
- низкая эстетическая привлекательность, несанкционированные объекты торговли;
- низкий уровень благоустройства, в частности территории с дикорастущими растениями, отсутствием дорожек и другой пешеходной инфраструктуры;
- плохая транспортная доступность, в частности удаленность от остановок общественного транспорта, отсутствие организованных парковок.
Всего в городе находится более 100 озелененных территорий, находящихся на круглогодичном содержании. При этом в Иркутске уровень обеспеченности парками культуры и отдыха на конец 2022 года составляет 81%, это значение не менялось с 2018 года (на конец 2017 года - 83,3%). В целях обеспечения качественного функционирования территорий отдыха определены юридические лица, обеспечивающие организацию и содержание их деятельности, в том числе МКУ г. Иркутска "Городская среда", ООО "Спорт парк", ООО "Солнечная дорога". Кроме того, с 2019 года действует концессионное соглашение с ООО "Центр отдыха", предполагающее создание центра здорового семейного отдыха на территории острова Юность. Также на основе концессионного соглашения с администрацией города Иркутска создан парк-набережная "Солнечная дорога".
В 2021 году начата предпроектная проработка по созданию парка развлечений и отдыха на острове Конный в городе Иркутске с использованием механизма концессии.
В Иркутске остро стоит проблема большого количества животных, оставшихся без присмотра. В течение 2022 года в городские службы поступило 3 757 заявок на отлов животных без владельцев. При этом отловлено только 819 собак без владельцев (менее 22% заявок), из которых 332 переданы новым владельцам.
В 2022 году на отлов и содержание безнадзорных животных муниципалитетам выделяется 89,3 млн рублей. Кроме того, для увеличения количества организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, утверждены гранты для некоммерческих организаций (на приобретение модульных зданий, материалов для строительства вольеров и ограждений, ветеринарного оборудования, транспорта для перевозки животных).
В завершение анализа городской среды необходимо отметить, что, согласно индексу качества городской среды Минстроя России, Иркутск по итогам 2022 года занял 27-е место из 64 городов в категории "крупные", набрав 201 балл из 360. Согласно составляющим индекса наименьшее количество баллов (28) город Иркутск набрал по озелененным пространствам, наибольшее (40) - по социально-досуговой инфраструктуре и прилегающим пространствам. Необходимо отметить, что в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года в России прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году должен составить 22% к 2024 году и 50% к 2030 году.