Анализ внешней и внутренней среды позволил выделить два ключевых фактора неопределенности:
- длительность и масштаб введенных против России ограничений из-за начала специальной военной операции на территории Украины;
- способность экономики адаптироваться к ограничениям.
В 2022 году против России со стороны западных стран уже было введено множество санкций, включая нефтяное эмбарго, запрет на поставки высокотехнологичной продукции, финансовые ограничения и т.п. Потенциал прямого воздействия на экономику был практически полностью исчерпан, однако остается неопределенной ситуация с возможностью обхода запретов через других торговых партнеров. Такие крупные страны, как Китай, Индия, Бразилия, Индонезия и другие, заявляли, что продолжат торговлю с Россией на прежних условиях, тем не менее многие из них, опасаясь ограничений уже в свою сторону, поддерживали финансовые ограничения, а часть компаний значительно сократила поставки товаров в Россию. Азиатские страны так же как и Россия, остаются зависимыми от американских и европейских технологий, поэтому обход ограничений через торговлю с ними может быть ограничен.
Существенным барьером для сохранения объемов экспорта из России остается неразвитость транспортной и трубопроводной инфраструктуры. Например, газопровод "Сила Сибири" уже работает на пределах проектной мощности. При этом для Иркутска открывается возможность газификации города, если в ответ на необходимость наращивания экспорта все-таки будет построен новый газопровод "Сила Сибири - 2", который пройдет недалеко от границ города.
Санкции могут стать предметом переговоров в период урегулирования украинского кризиса, и часть из них может быть отменена.
Вторым фактором неопределенности является способность российских компаний находить альтернативные американским и европейским технологические решения и выходы на новые рынки. Доля машиностроительной продукции в структуре российского импорта в 2017 - 2021 годы колебалась в диапазоне 45-49%. В структуре рынков промышленного оборудования в большинстве сегментов доля импорта превышает половину: нефтегазовое оборудование, насосы и компрессоры, подъемно-транспортное оборудование, приводы, гидравлика, пневматика и т.п. Несмотря на то, что значительного импортозамещения в промышленности так и не произошло, новые условия могут значительно ускорить этот процесс. Доступ к относительно недорогой импортной продукции делал импортозамещение экономически неэффективным, но не невозможным процессом. Например, Иран, находясь более 40 лет под санкциями и обладая значительно меньшим научно-техническим потенциалом, чем Россия, сумел развить собственную нефтехимическую промышленность и приступить к реализации ядерной программы.
Приведенные факторы позволяют сформировать три сценария социально-экономического развития Иркутска.
Базовый сценарий. Рассматривается как наиболее вероятный. Дополнительные внешнеторговые ограничения, даже если и будут введены, не повлияют значительно на российскую экономику. Результатом уже существующих санкций может стать медленный рост экономики на уровне 1-2% в год, в 2030 году темпы роста вырастут до 3%. Восстановление до уровня 2021 года произойдет за шесть лет, к 2027 году. Усилия по импортозамещению будут сконцентрированы в наиболее критичных для экономического развития секторах, таких как нефтепереработка, металлургия, микроэлектроника и приборостроение. Механизмы параллельного импорта позволят сгладить внешнеторговые ограничения, но будут иметь ограниченный характер. Рынок труда останется стабильным, однако прибыль компаний и рентабельность инвестированного капитала в среднесрочной перспективе значительно снизятся или станут отрицательными из-за больших трат на трансформационные процессы.
Городская экономика и налоговые доходы будут расти за счет усиления высокопроизводительных секторов, ориентированных на процессы замещения импорта. Усилится федеральная поддержка национальных проектов за счет существенного ослабления бюджетного правила и необходимости проводить политику стимулирования экономического роста за счет государственных расходов.
План мероприятий по реализации стратегии сформирован для базового сценария. В пессимистичном и оптимистичном сценарии сроки, бюджет и ожидаемый результат будут варьироваться.
Оптимистичный сценарий. Внешнеторговые ограничения постепенно начнут ослабевать и значительно не повлияют на объемы производства в базовых отраслях региональной экономики. Импортное оборудование будет постепенно замещаться на российские и азиатские аналоги, успешно будет задействован механизм импорта через третьи страны. Экономика города будет постепенно трансформироваться в сторону увеличения доли наукоемких и технологичных секторов, в первую очередь услуг инжиниринга, промышленного дизайна, внедрения информационных технологий. Введенные ограничения станут возможностью для развития, трансформация экономики будет активно поддержана на федеральном уровне соответствующими мерами поддержки. К 2025 году экономика вернется к уровню 2021 года и выйдет на устойчивые темпы роста не менее 3% в год.
В оптимистичном сценарии проекты реализуются ускоренными темпами и в большем объеме, чем в базовом сценарии.
Пессимистичный сценарий. Внешнеторговые ограничения усиливаются и поддерживаются третьими странами, из-за чего механизмы обхода имеют ограниченный масштаб. Замещение импорта происходит медленно, что приводит к среднесрочному падению производства и росту безработицы. Бюджетные ресурсы направляются в основном на социальную поддержку граждан, проекты развития ограничиваются. Выход на уровень 2021 года произойдет не ранее чем через 10 лет, к 2030 году. Затем произойдет возврат к росту на уровне 2-3% в год.