Действующий

Об утверждении государственной программы Иркутской области "Управление государственными финансами Иркутской области" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области (с изменениями на 2 августа 2024 года)



Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Современное состояние системы управления государственными финансами в Иркутской области характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленной на эффективное использование бюджетных средств.


Несмотря на сложную экономическую ситуацию, связанную с введением масштабных внешних торговых и финансовых ограничений со стороны ряда стран в отношении Российской Федерации, финансовая система Иркутской области остается стабильной и надежной.


Исполнение как областного, так и местных бюджетов региона осуществляется в плановом порядке в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. При этом реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и использование внутренних инструментов управления ликвидностью счета бюджета позволили исполнять региональный бюджет в течение более полутора лет без привлечения коммерческих кредитов.


Наблюдаемое в настоящее время значительное сокращение поступлений по основному бюджетообразующему налогу на прибыль организаций, прогнозируемое при формировании бюджета на 2023 год, частично компенсируется положительной динамикой поступлений других налоговых и неналоговых доходов, что позволяет исполнять принятые бюджетные обязательства своевременно и в полном объеме.


В ходе реализации мероприятий государственной программы за 2019 - 2022 годы достигнуты следующие результаты:


нормативно закреплены долгосрочные принципы проведения бюджетной политики и сформирована нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования, что создает условия для обеспечения стабильности и предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий в регионе.


Утверждение бюджетного прогноза до 2034 года, переход на формирование "программного бюджета" по принципу "скользящей трехлетки", разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики на следующий бюджетный цикл позволили обеспечить прозрачность и предсказуемость параметров областного бюджета, базовых принципов и условий реализации бюджетной, налоговой и долговой политики;


сформирована нормативная база по порядку формирования и реализации государственных программ Иркутской области и осуществлению бюджетного процесса в регионе, в том числе составлению проекта бюджета Иркутской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области, применению бюджетной классификации в части, относящейся к областному бюджету и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области, администрированию доходов бюджетов и планированию бюджетных ассигнований;


реализован комплекс мер по развитию налогового потенциала, повышению собираемости доходов в консолидированный бюджет Иркутской области.


За период реализации государственной программы с 2019 года общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области увеличен на 78 млрд. рублей, или на 44% относительно фактических поступлений 2019 года, и по прогнозу на 2023 год превысит 250 млрд. рублей.


Положительная динамика доходов консолидированного бюджета за последние несколько лет стала одним из основных факторов, которые повлекли переход Иркутской области в 2022 году в новый статус - региона-донора;


начата реализация крупных инвестиционных проектов, имеющих важное региональное значение, в том числе с привлечением из федерального бюджета долгосрочных бюджетных кредитов. С целью формирования благоприятного инвестиционного климата и поддержки отраслей экономики, наиболее пострадавших от введения внешних санкционных ограничений, на региональном уровне приняты законы, предоставляющие налоговые преференции в отношении соответствующих сфер деятельности;


реализован ряд мер по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов, включая внедрение оценки эффективности налоговых расходов, проведение ежегодной оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета, казначейское сопровождение рискоемких направлений расходов;


сформированы инструменты реализации инициативного бюджетирования в регионе;