Иркутская область входит в десятку субъектов Российской Федерации по наибольшей протяженности автомобильных дорог, которая составляет более 30 тысяч километров (31 232,24 км), из них:
1 684,62 км федеральные (в нормативе 1 101,0 км (65,3%));
11 947,72 км региональные (в нормативе 4 084,72 км (34,19%));
17 599,9 км местные (в нормативе 7 916,2 км (44,98%)).
В настоящее время на территории Иркутской области реализуется национальный проект "Безопасные качественные дороги", в рамках которого приводятся в нормативное состояние автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения и местного значения в муниципальных образованиях Иркутской области, которые являются участниками национального проекта.
В 2021 году сформирована Опорная сеть Иркутской области, в которую вошли автомобильные дороги федерального значения и автомобильные дороги регионального значения.
Опорная сеть Иркутской области формировалась по следующим критериям:
обеспечение транспортной доступности для жителей региона с административным центром;
интенсивность движения на автомобильных дорогах;
социально-экономическая значимость, т.е. учет перспектив развития территорий, по которым проходят дороги.
К 2027 году планируется привести в нормативное состояние 85% автомобильных дорог, входящих в Опорную сеть Иркутской области.
В целях приведения в нормативное состояние автомобильных дорог местного значения министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области разработан и внедрен механизм транспортного каркаса муниципальных образований Иркутской области, предоставление субсидий в рамках которого имеет приоритетность.
Вся дорожная деятельность осуществляется за счет средств дорожного фонда, формирование которого происходит в соответствии с Законом Иркутской области от 3 ноября 2011 года N 93-ОЗ "О дорожном фонде Иркутской области". Основными источниками доходов являются:
транспортный налог;