Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Система социальной поддержки граждан основана на оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки различных категорий граждан и максимально направлена на улучшение качества их жизни и материального положения. Предоставление гражданам в денежной форме мер социальной поддержки является одним из источников обеспечения денежных доходов населения.
Современную систему социальной поддержки и социального обслуживания граждан в Иркутской области характеризуют следующие факторы:
1) распределение полномочий между Российской Федерацией и Иркутской областью, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Региональные нормативные правовые акты направлены на обеспечение предоставления отдельным категориям граждан гарантированных государством правовых, экономических, организационных и иных мер, объединенных единой системой, в виде социальной поддержки населения;
2) преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в соответствующее учреждение за предоставлением мер социальной поддержки или социальных услуг;
3) дифференциация подходов к предоставлению гражданам мер социальной поддержки, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:
адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества), - путем предоставления государственной социальной помощи, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг и др.;
категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются в связи с последствиями политических репрессий и др.; в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации по причине малообеспеченности, инвалидности, сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
4) дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки и услуг - постоянная, на определенный срок либо разовая;
5) активная цифровизация государственных услуг. Одним из ключевых элементов этой работы является внедрение принципов "социального казначейства", то есть адресной помощи населению, которая будет назначаться автоматически в случае наступления того или иного жизненного события в жизни человека.
В настоящее время в электронном виде предоставляется 21 массовая социально значимая государственная услуга. Количество услуг в электронном виде ежегодно увеличивается.
Реализация механизмов "социального казначейства" позволит предоставлять меры социальной поддержки в следующих режимах:
проактивном (беззаявительном);