Действующий

Об утверждении государственной программы Иркутской области "Социальная поддержка населения" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области (с изменениями на 27 августа 2024 года)



Глава 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.


Система социальной поддержки граждан основана на оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки различных категорий граждан и максимально направлена на улучшение качества их жизни и материального положения. Предоставление гражданам в денежной форме мер социальной поддержки является одним из источников обеспечения денежных доходов населения.


Современную систему социальной поддержки и социального обслуживания граждан в Иркутской области характеризуют следующие факторы:


1) распределение полномочий между Российской Федерацией и Иркутской областью, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Региональные нормативные правовые акты направлены на обеспечение предоставления отдельным категориям граждан гарантированных государством правовых, экономических, организационных и иных мер, объединенных единой системой, в виде социальной поддержки населения;


2) преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в соответствующее учреждение за предоставлением мер социальной поддержки или социальных услуг;


3) дифференциация подходов к предоставлению гражданам мер социальной поддержки, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:


адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества), - путем предоставления государственной социальной помощи, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг и др.;


категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются в связи с последствиями политических репрессий и др.; в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации по причине малообеспеченности, инвалидности, сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;


4) дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки и услуг - постоянная, на определенный срок либо разовая;


5) активная цифровизация государственных услуг. Одним из ключевых элементов этой работы является внедрение принципов "социального казначейства", то есть адресной помощи населению, которая будет назначаться автоматически в случае наступления того или иного жизненного события в жизни человека.


В настоящее время в электронном виде предоставляется 21 массовая социально значимая государственная услуга. Количество услуг в электронном виде ежегодно увеличивается.


Реализация механизмов "социального казначейства" позволит предоставлять меры социальной поддержки в следующих режимах:


проактивном (беззаявительном);