(с изменениями на 22 апреля 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2024 N 254-П)
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и Законом Астраханской области от 10.02.2014 N 4/2014-ОЗ "Об отдельных вопросах организации оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Порядок установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Астраханской области;
- Порядок проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Астраханской области.
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ
ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2024 N 254-П)
1.1. Настоящий Порядок установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Астраханской области (далее - Порядок), определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Астраханской области обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
1.2. Действие настоящего Порядка не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ.
2.1. Обязательные требования устанавливаются нормативными правовыми актами Астраханской области (далее - нормативный правовой акт).
(п. 2.1 в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2024 N 254-П)
2.2. Обязательные требования устанавливаются с соблюдением принципов, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, и в соответствии с настоящим Порядком.
2.3. При установлении обязательных требований должно быть определено:
- содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
- лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - субъекты регулирования);
- в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
- формы оценки соблюдения обязательных требований (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
- исполнительные органы Астраханской области, наделенные полномочиями по региональному государственному контролю (надзору), привлечению к административной ответственности, предоставлению лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценке соответствия продукции, иным формам оценки и экспертизы, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований (далее - регулирующие органы).
(п. 2.3 в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2024 N 254-П)
2.4. Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 календарных дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, предусматривающим установление обязательных требований.
Нормативным правовым актом Правительства Астраханской области, исполнительного органа Астраханской области или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шести лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных законом Астраханской области или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Астраханской области.
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2024 N 254-П)
2.5. Проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой в соответствии с порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Астраханской области, утвержденным Правительством Астраханской области.
2.6. Регулирующие органы дают официальные разъяснения в отношении принятых обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, в соответствующей сфере регулирования в целях пояснения их содержания в срок не более одного месяца с даты принятия нормативного правового акта. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
Официальные разъяснения включают пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию субъектами регулирования конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований.
Официальные разъяснения обязательных требований утверждаются руководителем регулирующего органа и в течение пяти рабочих дней со дня утверждения размещаются на официальных сайтах регулирующих органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт регулирующего органа).
2.7. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, субъект регулирования считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если он обеспечил соблюдение одного из таких обязательных требований.
3.1. Целями оценки применения обязательных требований являются:
- комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах (далее - система обязательных требований);
- оценка достижения целей введения обязательных требований;
- оценка эффективности введения обязательных требований;
- выявление избыточных обязательных требований.
Регулирующие органы на основании результатов контрольно-надзорной деятельности, обобщений правоприменительной практики, анализа обращений граждан и организаций, информации органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, средств массовой информации в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом, проводят ежегодный мониторинг применения установленных обязательных требований (далее - ежегодный мониторинг).
3.2. Оценка применения обязательных требований проводится регулирующими органами в отношении нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, включенных в ежегодно утверждаемый ими перечень нормативных правовых актов, подлежащих оценке в году, следующем за отчетным годом (далее - перечень).
3.3. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, включаются в проект перечня:
- если по результатам ежегодного мониторинга регулирующим органом выявлен хотя бы один случай, установленный пунктом 3.13 настоящего раздела;
- за 2 года до окончания срока их действия.
3.4. В целях публичного обсуждения проекта перечня регулирующие органы в срок не позднее 10 июля года, следующего за отчетным годом, размещают на официальном сайте регулирующего органа проект перечня с одновременным информированием органов и организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных исполнительных органов Астраханской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
3.5. Срок публичного обсуждения проекта перечня не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте регулирующего органа.
3.6. Регулирующим органом в целях публичного обсуждения проекта перечня при необходимости проводятся совещания, заседания общественного совета, созданного при регулирующем органе (далее - общественный совет), и иные мероприятия с участием субъектов регулирования, заинтересованных исполнительных органов Астраханской области.
3.7. Регулирующий орган рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт регулирующего органа в установленный пунктом 3.5 настоящего раздела срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта перечня, осуществляет свод предложений с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения, дорабатывает при необходимости проект перечня с учетом поступивших предложений и в срок не более пяти рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает свод предложений на своем официальном сайте.
3.8. Доработанный перечень, утвержденный руководителем регулирующего органа, подлежит опубликованию на официальном сайте регулирующего органа в срок не позднее 15 августа года, следующего за отчетным годом, с обязательным письменным информированием об этом министерства экономического развития Астраханской области в течение пяти рабочих дней со дня опубликования перечня на официальном сайте регулирующего органа.
3.9. Регулирующий орган проводит оценку применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, включенных в утвержденный перечень, и готовит проект доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад).
Источниками информации для подготовки проекта доклада являются:
- результаты ежегодного мониторинга в установленной сфере деятельности, проводимого регулирующим органом;