Одним из важнейших условий повышения неценовой конкурентоспособности товаров и услуг отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках является повышение оценки их качества и престижности потребления.
К числу важнейших инструментов создания осознаваемых потребителями различий между продуктами является формирование бренда, под которым понимается репутация, набор ожиданий и ассоциаций, связываемых потребителями с торговой маркой данного продукта, либо его производителем.
Эффективность брендинга продуктов и услуг отечественных предприятий в ряде отраслей становится одним из необходимых условий не только для расширения объемов экспорта, но и для обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Региональные бренды (местные бренды) - бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территорий с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также бренды товаров и услуг, локализованных в определенной географической области.
В соответствии с задачами Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года перспективными направлениями являются: поддержка и продвижение местных брендов, управление коллективными товарными знаками, брендами территорий, включая наименования мест происхождения товаров и географические указания, информационно-рекламная поддержка.
(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 05.03.2024 N 162-рП, от 02.04.2024 N 278-рП)
Наблюдается рост интереса к локальным брендам. На запрос влияет также рост значимости локальной идентичности и стремления через потребление получать новый опыт, а также интерес к аутентичным продуктам региона. Для выхода из узкой ниши продукции нужны узнаваемость и легенда, связь с территорией, ее историей, то есть бренд. Формирование локальных брендов в России еще только начинается.
Пензенская область обладает достаточно высоким потенциалом по продвижению местных брендов в разных секторах экономики.
В Пензенской области проводится активная работа по развитию региональной инновационной системы, включающей механизмы поддержки проектов от зарождения идеи до ее коммерциализации.
В регионе создана развитая инновационная инфраструктура. В настоящее время действует сеть из 7 областных бизнес-инкубаторов, общей площадью 24,9 тыс. кв. м. Помещения и оборудование бизнес-инкубаторов предоставляются в аренду субъектам малого предпринимательства по льготной арендной ставке на конкурсной основе.
В целях развития сферы информационных технологий и стимулирования роста IT-компаний в регионе создан IT-парк путем перепрофилирования бизнес-инкубатора инновационного типа. Локализация компаний по отраслевому признаку на одной площадке будет способствовать увеличению бюджетных доходов за счет налоговых и арендных платежей, получению синергетического эффекта от взаимодействия IT-компаний региона, созданию условий для развития IT-специалистов.