Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Чувашской Республики "Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики", утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2018 г. N 388 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 февраля 2019 г. N 61, от 31 мая 2019 г. N 182, от 9 октября 2019 г. N 420, от 6 декабря 2019 г. N 521, от 13 декабря 2019 г. N 546, от 25 марта 2020 г. N 133, от 24 июля 2020 г. N 414, от 9 сентября 2020 г. N 501, от 28 декабря 2020 г. N 751, от 28 апреля 2021 г. N 168, от 6 августа 2021 г. N 351, от 10 ноября 2021 г. N 558, от 20 декабря 2021 г. N 676, от 27 апреля 2022 г. N 194, от 3 ноября 2022 г. N 554, от 19 января 2023 г. N 9, от 20 марта 2023 г. N 166, от 24 апреля 2023 г. N 258, от 5 июня 2023 г. N 371, от 27 октября 2023 г. N 691).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
О.НИКОЛАЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
Изложить государственную программу Чувашской Республики "Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики" в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 27.09.2018 N 388
Государственная программа Чувашской Республики "Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики"
Ответственный исполнитель: | Министерство финансов Чувашской Республики | |
Дата составления проекта Государственной программы: | 15 августа 2018 года | |
Непосредственный исполнитель Государственной программы: | первый заместитель министра финансов Чувашской Республики Метелева О.В. (т. 56-52-07, e-mail: finance47@cap.ru) | |
Первый заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министр финансов Чувашской Республики | М.Г.Ноздряков |
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Чувашской Республики "Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики" (далее также - Государственная программа)
I. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Чувашской Республики.
Бюджетная политика региона направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, реализацию региональных проектов, обеспечение инфраструктурного развития Чувашской Республики, безусловное выполнение всех публичных нормативных обязательств, реализацию указов Президента Российской Федерации, повышение благосостояния населения, качества и комфортности жизни людей, поддержку малого и среднего предпринимательства, промышленности, сельского хозяйства.
За период реализации Государственной программы в 2019 - 2023 годах осуществлялось обеспечение долгосрочной сбалансированности республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов, повышение качества управления общественными финансами при безусловном исполнении принятых расходных обязательств:
сформирована необходимая нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетного прогноза, определяющего основные приоритеты бюджетной и налоговой политики и содержащего показатели финансового обеспечения государственных программ Чувашской Республики;
утверждены правила составления проекта республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период в целях повышения качества нормативного регулирования в сфере бюджетного планирования на региональном уровне;
республиканский бюджет Чувашской Республики с 2013 года формируется в структуре государственных программ Чувашской Республики. С 2019 года в государственные программы Чувашской Республики интегрированы региональные проекты, переведенные на механизмы проектного управления. В отношении таких проектов установлены отдельные правила разработки, реализации и оценки эффективности;
обеспечено внедрение государственных заданий в качестве основного инструмента управления результатами деятельности государственных учреждений Чувашской Республики;
функционирует система нормативного финансового обеспечения государственных услуг, работ;
средний показатель оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств республиканского бюджета Чувашской Республики составил по итогам 2022 года 84,6 балла.
В рамках сопровождения и развития программного обеспечения автоматизированной системы управления бюджетным процессом модернизирована автоматизированная система управления бюджетным процессом Чувашской Республики, применяемая в Министерстве финансов Чувашской Республики, в части взаимодействия с региональной информационной системой управления закупками Чувашской Республики, управления бизнес-процессами, ведения реестра соглашений, ведения казначейского сопровождения, взаимодействия с Федеральной налоговой службой.
На протяжении последних лет Чувашская Республика постоянно входит в высшую группу или группу субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством управления финансами.
Существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Чувашской Республики является политика в области развития доходного потенциала региона.
Реализация пакета мер поддержки бизнеса в 2020 году в сложных экономических условиях в связи с распространением новой коронавирусной инфекции способствовала восстановлению экономики в 2021 году.
2022 год ознаменовался беспрецедентным экономическим давлением развитых стран на экономику России, принятием ими финансовых мер, сопоставимых с "финансовой ядерной войной".
Однако своевременно принятые на федеральном и региональном уровнях в целях обеспечения социально-экономической стабильности меры способствовали не только сохранению динамики поступления собственных (налоговых и неналоговых) доходов в консолидированный бюджет Чувашской Республики, но и ее росту. Темп роста собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2022 году составил 119,9% к уровню 2021 года. Общий объем доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики составил 94,2 млрд. рублей, или 110,4% к 2021 году.
В целях привлечения новых инвесторов и повышения инвестиционной привлекательности Чувашской Республики внесены изменения в налоговое законодательство республики в части предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для организаций, получивших статус резидентов территории опережающего экономического развития, и организаций, получивших статус налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта, для организаций, зарегистрированных за пределами Чувашской Республики, обособленные подразделения которых располагаются на территории республики, по налогу на прибыль организаций и транспортному налогу для резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Чувашской Республики.
Для стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов на территории Чувашской Республики введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций.
В целях развития малого и среднего предпринимательства в республике продлены "налоговые каникулы" до 1 января 2025 г. для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению, также с 1 июля 2020 г. введен налог на профессиональный доход для "самозанятых" граждан.
Одним из направлений развития инвестиций является привлечение в республиканский бюджет Чувашской Республики инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета. Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрены инфраструктурные проекты Чувашской Республики на 2022 - 2025 годы на сумму 5021,8 млн. рублей.
В 2023 году привлечен бюджетный кредит в объеме 1188,0 млн. рублей для опережающего финансирования мероприятий национального проекта "Безопасные качественные дороги" по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог. Благодаря средствам бюджетного кредита уже до конца 2023 года будет обеспечено выполнение ранее запланированных на 2024 год работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги". Кроме того, в 2023 году в республиканский бюджет Чувашской Республики планируется привлечь специальный казначейский кредит на приобретение автобусов малого, среднего и большого класса в объеме 499,2 млн. рублей. Заявка Чувашской Республики на приобретение автобусов одобрена президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации в июле 2023 года. Эти кредитные ресурсы обеспечивают вклад в социально-экономическое развитие региона, а также создают необходимый задел для наращивания собственной доходной базы в долгосрочной перспективе.
В целях повышения эффективности налогового администрирования реализуются мероприятия, направленные на изыскание дополнительных налоговых и неналоговых доходов, за счет:
обеспечения полноты уплаты платежей;
повышения заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, легализации "теневой" заработной платы;
легализации предпринимательской деятельности, обеспечения постановки на налоговый учет всех потенциальных плательщиков;
сокращения задолженности в бюджет, минимизации рисков при предоставлении налоговых расходов и иных налоговых преференций.
Работа по укреплению доходного потенциала позволила исполнить все публичные и гражданско-правовые обязательства республики в полном объеме.
Чувашской Республикой ежегодно выполняются целевые показатели по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
По итогам 2022 года Чувашия вошла в ТОП-12 регионов Российской Федерации, в полном объеме выполнивших "майские" указы.
Все социальные обязательства республики выполнены в полном объеме. В 2022 году 65% (58,5 млрд. рублей) консолидированного бюджета Чувашской Республики составили расходы на социально-культурную сферу.
В целях инвестиционного развития республики увеличена доля расходов капитального характера в общем объеме расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики с 7,5% в 2021 году до 10,6% в 2022 году.
В целях проведения ответственной бюджетной и налоговой политики большое внимание уделяется поддержанию устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, повышению финансовой дисциплины органов местного самоуправления.
В 2022 году в местные бюджеты поступили доходы в сумме 39,1 млрд. рублей, что на 6,7% больше уровня 2021 года и в 1,2 раза больше, чем в 2019 году. При этом объем поступлений собственных (налоговых и неналоговых) доходов в местные бюджеты составил 11,3 млрд. рублей, что на 16,3% больше, чем в 2021 году и в 1,3 раза превышает значения 2019 года.
За последние три года значительно - с 75% в 2019 году до 82,2% в 2022 году - повысилась доля налоговых доходов в общем объеме собственных (налоговых и неналоговых) доходов местных бюджетов.
В сфере совершенствования межбюджетных отношений и повышения качества управления муниципальными финансами Чувашской Республики:
утверждены на постоянной основе единые нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц и ежегодно устанавливаются дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты;