Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем" (с изменениями на 27 марта 2024 года)



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года определяет обеспечение потребностей граждан с различным уровнем дохода в предоставлении комфортного жилья и получении качественных жилищно-коммунальных услуг, модернизацию коммунального сектора, основанной на принципах рационального использования ресурсов.


В соответствии с государственной политикой, направленной на повышение доступности жилья для граждан с невысоким уровнем доходов, в республике разработаны нормативные правовые акты, обеспечивающие условия для развития жилищно-строительных кооперативов граждан, а также по обеспечению права отдельных категорий граждан на приобретение стандартного жилья.


Государственная поддержка спроса на рынке жилья осуществляется через поддержку системы ипотечного жилищного кредитования, проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.


С 1 января 2018 г. федеральная целевая программа "Жилище" входит в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - федеральная государственная программа). Мероприятия по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, а также улучшению жилищных условий молодых семей интегрированы в основные мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной государственной программы.


Количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, значительно превышает возможности бюджетного финансирования, интерес к подпрограмме с каждым годом растет. Так, количество участников подпрограммы по состоянию на 1 января 2020 г. составило 1050 семей.


Реализация мероприятий программы в 2021 - 2025 годах позволит улучшить жилищные условия 447 молодых семей и привлечь в жилищную сферу 1577309,67 тыс. рублей, в том числе из бюджетов всех уровней - 408817,83 тыс. рублей.


Важным фактором, влияющим на уровень доступности жилья гражданам, является рост цен на жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. По сравнению с 2016 годом стоимость жилья выросла в 1,5 раза, то есть существенно превышала уровень инфляции и темпы роста стоимости строительных материалов.


Важной проблемой является предоставление жилья по договору социального найма малоимущим гражданам. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления по договору социального найма.


Таким образом, анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:


реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;


практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;


рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;


система градорегулирования и землепользования, которая является основой для развития жилищного строительства, остается источником "административной ренты" и не обеспечивает формирования ни комфортной среды для проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов;


коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно привлекательным сектором экономики для частного бизнеса;