Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов



2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Волгограда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов


2.1. Депопуляция населения, связанная с преобладанием уровня смертности над уровнем рождаемости. Даже положительный миграционный прирост не сможет компенсировать естественную убыль населения, численность населения может уменьшаться ежегодно на 3 - 4 тысячи человек в год. Учитывая демографические проблемы в масштабе всей страны, а также ограниченность полномочий органов местного самоуправления в вопросах стимулирования рождаемости и снижения смертности, преодоление существующих ограничений отнесено к государственным полномочиям. Приоритетными направлениями на уровне Волгограда следует считать обеспечение достаточного количества мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, развитие социальной инфраструктуры, поддержку молодых семей и приобщение населения к здоровому образу жизни путем проведения различных спортивных и культурных мероприятий. Положительное влияние также окажет реализация на муниципальном уровне национального проекта "Демография" и национального проекта "Здравоохранение" с учетом целей, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


2.2. Изношенность основных фондов предприятий промышленного сектора, уровень инвестиций в основной капитал. Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Волгоград определен как крупный перспективный центр экономического роста. В связи с этим ключевыми факторами экономического роста Волгограда в среднесрочном периоде являются:


формирование на территории Волгограда транспортно-логистических центров по организации грузовых перевозок железнодорожным, авиационным, автодорожным и речным транспортом. Это позволит реализовать благоприятный экономико-географический потенциал Волгограда, расположенного на пересечении основных транспортных путей из Азии (Узбекистан, Туркменистан, Иран) в Европу, в том числе водных через Волго-Донской судоходный канал;


ревитализация неиспользуемых (неэффективно используемых) промышленных площадок в Волгограде, в том числе за счет формирования, продвижения и реализации соответствующих инвестиционных проектов, а также активизации муниципально-частного (государственно-частного) партнерства. В настоящее время такой перспективной площадкой является территория тракторного завода, на которой планируется ввод жилья с обеспечивающей социальной и инженерной инфраструктурой, а также ввод объектов общественно-делового назначения;


внедрение инвестиционных проектов и модернизация существующих производств промышленными предприятиями Волгограда;


привлечение местных высококвалифицированных кадров для развития высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, творческих индустрий. Это позволит реализовать потенциал выгодного соотношения стоимости и качества трудовых ресурсов в Волгограде.


Также на развитие инвестиционной активности будет влиять усиление спроса на безопасный и качественный отдых внутри страны в условиях ограничений на перемещения между странами. В этой связи создание туристической зоны на территории Волгограда является приоритетной задачей. В настоящее время такой зоной является территория островной системы Сарпинский - Голодный, на которой планируется создание центра развлечений и отдыха.


На инвестиционное накопление волгоградской экономики повлияет финансирование федеральным центром важных инфраструктурных проектов города с использованием новых финансовых инструментов - инвестиционных ресурсов в виде инфраструктурных кредитов на развитие региональных экономик (инфраструктурные бюджетные кредиты, реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов, инфраструктурные облигации). Волгоград с 2022 года является участником получения федеральных средств в рамках нового, предложенного Правительством Российской Федерации, инфраструктурного меню.


Также инвестиционная активность волгоградской экономики будет сопровождаться реализацией мероприятий в рамках разрабатываемой комплексной программы развития Волгограда 2024 - 2034 годов, которая содержит более 650 инвестиционных проектов по всем отраслям экономики.