Одной из мер государственного регулирования, направленной на достижение целей государственной программы и задач ее структурных элементов и отдельных мероприятий, является мероприятие, направленное на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в соответствии с Законом Иркутской области от 4 мая 2022 года N 27-ОЗ "Об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутской области" в виде заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Иркутской области без проведения торгов (далее соответственно - мера поддержки, НТО), в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В последние годы количество НТО, в которых осуществляется реализация печатной продукции (далее - газетно-журнальные киоски), на территории Иркутской области сокращается (по данным статистики на 1 января 2019 года количество НТО составляло 232 единицы, на 1 января 2024 года - 165 единиц). Таким образом, количество газетно-журнальных киосков на территории Иркутской области за 5 лет сократилось на 28,9%.
Сокращение количества газетно-журнальных киосков в Иркутской области обусловлено объективными социально-экономическими причинами. Снижение спроса населения на печатную продукцию за счет активного развития интернет-изданий и увеличение расходов по содержанию газетно-журнальных киосков (рост тарифов на электроэнергию, охрану и др.) ведут к нерентабельности газетно-журнальных киосков и снижению предпринимательской активности в данной отрасли.
Обеспечение совершенствования мер по развитию сети НТО, в которых осуществляется продажа печатной продукции, а также обеспечение совершенствования указанных мер предусмотрено поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 25 сентября 2019 года N Пр-1983.
Участие в торгах за право на предоставление земельного участка под размещение НТО несет определенную финансовую нагрузку, на которую не всегда готовы производители сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, особенно с небольшими объемами производства.
Размещение НТО позволяет частично компенсировать отсутствие ярмарочных площадок во внутригородских кварталах и на придомовых территориях и обеспечить доступность продукции местных сельхозтоваропроизводителей для более широкого круга потребителей, наладить дополнительные каналы сбыта продукции для товаропроизводителей из разных районов Иркутской области, положительно сказывается на товарном насыщении потребительского рынка Иркутской области.
Оказание содействия в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения НТО, продлении договоров на размещение НТО и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, в обеспечении максимальной доступности торговых объектов для населения, в увеличении ассортимента и разнообразия товаров, предлагаемых к реализации юридическими и физическими лицами, предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р.
Также важность предоставления производителям (сельскохозяйственных и продовольственных товаров, в том числе фермерской продукции, текстиля, одежды, обуви и прочих) муниципальных преференций в виде предоставления мест для размещения нестационарных и мобильных торговых объектов без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на льготных условиях или на безвозмездной основе отражена Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой в письме от 23 июня 2020 года N ЕВ-43474/15/АД/52718/20 "О предоставлении муниципальных преференций производителям товаров при организации нестационарной и мобильной торговли".
В целях активизации деятельности специализированных НТО, обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан необходимо принятие дополнительных мер поддержки следующим категориям СМСП (далее - отдельные категории):
1) сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Иркутской области, соответствующим положениям Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства":
имеющим выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предыдущий год в размере менее 800 млн. рублей (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, относящихся к малым формам хозяйствования);
имеющим выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предыдущий год в размере от 800 млн. рублей (включительно) до 2 млрд. рублей (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, относящихся к средним формам хозяйствования);
2) товаропроизводителям - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство продовольственных товаров, имеющим за предыдущий год не менее 70 процентов дохода от реализации продовольственных товаров, произведенных ими в результате осуществления вида экономической деятельности, включенного в класс 10 "Производство пищевых продуктов" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2);
3) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, реализующим печатную продукцию, основным или дополнительным видом экономической деятельности которых является торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах, соответствующим хотя бы одному из требований: