Действующий

Об утверждении государственной программы Иркутской области "Развитие юстиции и правовой среды" (с изменениями на 21 февраля 2024 года)




Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ


Реализация государственной программы Иркутской области "Развитие юстиции и правовой среды" (далее - государственная программа) направлена на обеспечение условий для эффективного функционирования мировой юстиции на территории Иркутской области, функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения других юридически значимых действий на территории Иркутской области.


Приоритетами и целями государственной политики в сфере юстиции в Российской Федерации являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, улучшение качества исполнения судебных решений.


Эффективное функционирование мировой юстиции на территории Иркутской области в том числе зависит от надлежащего организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.


В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности мировых судей (под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.


В целях исполнения полномочий в указанной сфере деятельности на территории Иркутской области агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области осуществляет взаимодействие с органами судейского сообщества в Иркутской области по вопросам деятельности мировой юстиции, формирует материальную базу мировой юстиции, организует получение дополнительного профессионального образования мировыми судьями, организует судебное делопроизводство на судебных участках мировых судей, осуществляет контроль за деятельностью аппаратов мировых судей и т.д.


Институт мировой юстиции на территории Иркутской области представлен 135 мировыми судьями. Мировые судьи рассматривают социально значимые категории дел, такие как: взыскание алиментов, денежных сумм в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, задолженности по кредитным обязательствам, по жилищно-коммунальным платежам, платежам в фонд капитального ремонта, по уплате транспортного налога, иных налогов и сборов и другие.


Количество судебных дел, поступающих на судебные участки мировых судей Иркутской области, ежегодно увеличивается. По данным оперативной и статистической отчетности за 12 месяцев 2022 года на судебные участки мировых судей Иркутской области поступило свыше 813 тыс. дел (за 12 месяцев 2021 года - более 710 тыс. дел). Таким образом, уровень нагрузки увеличивается.


Рост количества дел, рассматриваемых мировыми судьями, свидетельствует о доступности правосудия и доверии граждан к правосудию.


В процессе отправления правосудия мировые судьи способствуют формированию доходной части консолидированного бюджета Иркутской области, по итогам их деятельности за 12 месяцев 2022 года в бюджеты муниципальных образований Иркутской области поступил доход от государственной пошлины, уплаченной при подаче исковых заявлений мировым судьям, в размере 271 млн. рублей, дополнительно присуждено к взысканию 60,5 млн. рублей государственной пошлины. Кроме того, присуждено к взысканию 379 млн. рублей по уплате транспортного налога, поступающего в доходную часть областного бюджета.


В апреле 2011 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, в которых говорится, что на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние среди прочих следующие факторы: формирование высокого уровня правовой культуры населения, понятность законодательства, доступность и эффективность правосудия, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона.


Укрепление основ правового государства, формирование гражданского общества и реализация конституционных прав и свобод граждан непосредственно связаны с состоянием правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания.


В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения осуществляют функции по правовому просвещению и правовому информированию граждан, в том числе путем размещения информационных материалов в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и иными способами.


Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в Иркутской области создано областное государственное казенное учреждение "Государственное юридическое бюро по Иркутской области" (далее - Госюрбюро по Иркутской области), расположенное в городе Иркутске, с обособленными подразделениями, оборудованными стационарными рабочими местами в таких населенных пунктах Иркутской области, как: город Нижнеудинск, город Усть-Илимск, город Усть-Кут, город Черемхово, город Тулун, поселок Усть-Ордынский, город Тайшет и город Братск. С 2023 года оказание бесплатной юридической помощи в населенных пунктах Иркутской области, в которых отсутствуют подразделения Госюрбюро по Иркутской области, осуществляется посредством организации выездных пунктов. Также активное участие в оказании бесплатной юридической помощи гражданам Иркутской области в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи принимают адвокаты. Ежегодно бесплатную юридическую помощь получают не менее 11 000 граждан Иркутской области.


Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.