УРОВЕНЬ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК"
Наименование показателя | 01.01.2020 | 01.01.2023 |
Автотранспортные средства, тыс. ед. | 103,8 | 148,2 |
Легковые автомобили, тыс. ед. | 74 | 102,5 |
Автомобили личного пользования, тыс. ед. | 69,1 | 93,8 |
Численность населения, тыс. чел. | 207,6 | 187,4 |
Уровень автомобилизации, ед. на 1000 чел. | 500 | 790 |
Уровень автомобилизации имеет тенденцию к росту, так в 2020 году на 1000 человек приходилось 500 автотранспортных средств, в 2023 году - 790, что существенно выше среднероссийских показателей. За три года рост составил 58%, увеличилась интенсивность движения на дорогах, вследствие чего существенно сокращается срок износа всех существующих видов покрытий и эксплуатационный период. С целью содержания дорог в надлежащем качестве становится необходимым наращивать объемы ремонтных работ.
На сегодняшний день существует ряд факторов, сдерживающих развитие дорожного хозяйства городского округа:
1. Система магистральных улиц не обеспечивает устойчивые транспортные связи между районами города, местами расселения, выходами на внешние направления и затрудняет эффективное использование городских территорий. Транспортные связи, городского округа, а в большей степени сообщение между удаленными районами и центральной частью города, значительно усугублены медленным темпом развития улично-дорожной сети от транспортных потребностей населения города.
В периферийной части города прослеживается дефицит поперечных связей. Также, ограниченность поперечных связей обуславливают железнодорожная и речная сети. Отсутствие связности существующих элементов уличной сети влечет за собой невозможность выбора альтернативного маршрута, в результате чего, большая часть автотранспорта движется по одним и тем же маршрутам, создавая замедление потока и как следствие - заторы.
2. По результатам проведенного в 2022 году обследования мостовых сооружений выявлено, что часть мостовых переходов имеет чрезвычайно плохое состояние. Количество аварийных мостовых сооружений составляет 17 единиц, в неудовлетворительном состоянии и требуют срочного ремонта в рамках текущего содержания - 27 единиц. Пропускная способность, а также грузоподъемность данных сооружений не соответствуют сложившимся дорожно-транспортным условиям. Скорость проезда транспортного потока существенно падает еще на подходах к мостовым переходам. Аварийное состояние сооружений может привести к потере устойчивости, разрушению или обрушению конструкции.
С целью исключения чрезвычайных ситуаций на всех аварийных мостовых сооружениях вынуждено вводятся существенные ограничения на движение большегрузного и тяжеловесного транспорта, что негативно сказывается на транспортной системе города. Учитывая сложившуюся ситуацию, требуется принятие безотлагательных мер для планомерного выполнения мероприятий по приведению мостовых сооружений в нормативное состояние для эксплуатации и обеспечения безопасности движения.
3. Магистрали меридионального направления, приоритетного в структуре транспортных связей города в большей степени исчерпали свою пропускную способность (ул. Ленина, пр. Мира, ул. Комсомольская, ул. Горького, ул. Железнодорожная). На это влияет высокая концентрация транспорта на данных направлениях в пиковые часы. В большей степени, городской округ обслуживается двумя основными магистральными улицами, а именно ул. Ленина и пр. Мира. Также, основные узлы улично-дорожной сети города (пересечения пр. Мира с Сахалинской ул., пр. Победы, ул. Пуркаева, пересечения ул. Ленина с Сахалинской ул. и пр. Победы, пересечение ул. Сахалинской и Железнодорожной) имеют недостаточную пропускную способность в связи возникновением на них поворотного потока, что сказывается на пропуске потока в прямом направлении. Очередь автомобилей на указанных узлах может достигать соседних пересечений с параллельными магистралями. Дублеры для более загруженных магистралей городском округе практически отсутствуют.
4. Отсутствуют магистрали, ориентированные на пропуск грузового транспорта и обслуживание внешних связей города. Транспортный грузопоток совмещен на городской уличной сети с местным городским движением. Данный фактор влияет на возникновение дополнительной нагрузки на транспортную инфраструктуру городского округа, препятствует обеспечению безопасного и комфортного ввода в город транспортного потока и освоению повышенных объемов грузоперевозок с высокой скоростью движения, вызывает ухудшение экологической обстановки в городском округе.
5. Необходимость пересечения железных и автомобильных дорог в одном уровне. В условиях высокой плотности движения наличие этих объектов на улично-дорожной сети сокращает пропускную способность дорог. Крайне остро это отражается на двух переездах по ул. Ленина и ул. Сахалинской. Проблема усугубляется совпадением во времени пиков автодорожного и железнодорожного движения. При этом данные объекты на улично-дорожной сети являются источником повышенной опасности для населения. В результате чего, возникает необходимость строительства новых или двухуровневых пересечений с железнодорожными путями.
6. Значительной проблемой на улично-дорожной сети является фактически нерегулируемая параллельная парковка. Припаркованные в правом ряду транспортные средства на основных магистралях снижают их пропускную способность. Параллельная парковка характерна для большей части улиц. Маневрирование транспортных средств при остановке и выезде замедляет транспортный поток и может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Кроме проезжей части, автотранспорт размещают на тротуарах, газонах, площадках благоустройства. Возникает дисбаланс загрузки магистральной и местной сети. Данный вопрос необходимо решить за счет развития единого парковочного пространства, строительства и обустройства перехватывающих парковок.
Комплексное решение указанных выше проблем, окажет существенное влияние на полноценное развитие и качественное функционирование как дорожного хозяйства города, так и в целом транспортной системы городского округа. Кроме того, создание дополнительных парковок в случаях необходимости позволит осуществлять пересадку на маломобильный транспорт, оставляя автомобиль на парковке.