Действующий

Об утверждении государственной программы Омской области "Государственное управление и реализация государственной национальной политики на территории Омской области" (с изменениями на 7 ноября 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы государственного управления и реализации государственной национальной политики на территории Омской области


1. Развитие государственной национальной политики на территории Омской области, повышение эффективности системы государственного и муниципального управления в Омской области являются одними из первоочередных стратегических целей социально-экономического развития Омской области до 2030 года.


2. Результаты ежегодных анализов кадрового состава государственной гражданской службы Омской области (далее - государственная гражданская служба) и муниципальной службы в Омской области (далее - муниципальная служба) более 5 лет демонстрируют снижение численности:


1) государственных гражданских служащих Омской области (далее - гражданские служащие) с 2 740 человек по состоянию на 1 января 2017 года до 2 663 человек по состоянию на 1 января 2023 года;


2) муниципальных служащих в Омской области (далее - муниципальные служащие) с 4 791 человека по состоянию на 1 января 2017 года до 4 154 человек по состоянию на 1 января 2023 года.


Показатели укомплектованности кадрами также имеют тенденцию к понижению. Так, в государственных органах Омской области данный показатель снизился с 95,9% по состоянию на 1 января 2017 года до 93,3% к 1 января 2023 года, в органах местного самоуправления Омской области - с 98,5% по состоянию на 1 января 2017 года до 93,2% к 1 января 2023 года.


Одним из факторов, обусловливающих складывающуюся ситуацию, является потеря привлекательности государственной гражданской службы и муниципальной службы для граждан.


3. При анализе возрастной структуры состава гражданских служащих отмечено снижение численности лиц в возрасте до 30 лет: на 1 января 2017 года количество указанных лиц составило 16,1% от общего количества гражданских служащих, на 1 января 2021 года - 12,9%, на 1 января 2022 года - 10,8%, на 1 января 2023 года - 10,9%.


По состоянию на 1 января 2023 года в сравнении с показателями по состоянию на 1 января 2022 года возрастная структура гражданских служащих в процентном соотношении по возрастным группам изменилась незначительно. Наиболее многочисленной остается группа гражданских служащих в возрасте от 40 до 50 лет - 34,2%. Доля гражданских служащих в возрасте до 30 лет увеличилась всего на 0,1 процентного пункта, а доля гражданских служащих в возрасте от 30 до 36 лет сократилась на 0,8 процентного пункта, при этом доля по группам в возрасте от 60 до 65 лет и от 65 лет и старше за 2022 год выросла на 0,5 процентного пункта, что свидетельствует о тенденции старения кадрового состава.


4. Распределение гражданских служащих в зависимости от наличия стажа государственной гражданской службы Российской Федерации указывает на то, что в государственных органах Омской области наибольшее количество гражданских служащих в период с 1 января 2017 года по 1 января 2023 года имели стаж государственной гражданской службы Российской Федерации свыше 10 лет: на 1 января 2017 года - 52,3% гражданских служащих, на 1 января 2021 года - 60% гражданских служащих, на 1 января 2023 года - 60,6% гражданских служащих.


По состоянию на 1 января 2023 года в государственных органах Омской области наибольшее количество гражданских служащих имели стаж государственной гражданской службы Российской Федерации от 5 до 10 лет - 16,2% гражданских служащих, от 10 до 15 лет - 15,4% гражданских служащих, от 15 лет и более - 45,2% гражданских служащих.


Таким образом, практически половина от общей численности гражданских служащих имеют стаж государственной гражданской службы Российской Федерации от 15 лет и более, что подтверждает сохранение тенденции старения кадрового состава и в равной мере свидетельствует о его стабильности.


5. По возрастному составу муниципальных служащих также наблюдается тенденция снижения количества муниципальных служащих в возрасте до 30 лет. В частности, в 2017 году их количество составило 10,8% от общего количества муниципальных служащих, в 2020 году - 9,3%, в 2021 году - 8,5%, в 2022 году - 8,2%.


В сравнении с показателями по состоянию на 1 января 2022 года возрастная структура муниципальных служащих в процентном соотношении по возрастным группам на 1 января 2023 года изменилась незначительно. Наиболее многочисленной является группа муниципальных служащих в возрасте от 40 до 50 лет - 32,9%. Отмечается тенденция снижения доли муниципальных служащих в возрасте до 30 лет на 0,3% и в возрасте от 30 до 36 лет на 3,2%. В то же время в среднем на 1% выросла численность муниципальных служащих в возрасте от 60 до 65 лет и выше, что свидетельствует о старении кадрового состава.


Муниципальные служащие до 30 лет преимущественно замещают должности старшей и младшей групп должностей муниципальной службы.