Действующий

Об утверждении государственной программы Омской области "Управление общественными финансами и имуществом в Омской области" (с изменениями на 10 октября 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы управления общественными финансами и имуществом в Омской области


1. Социально-экономическое развитие Омской области в настоящее время происходит в условиях интенсивной конкуренции субъектов Российской Федерации за финансовые, материальные и кадровые ресурсы. Одной из первоочередных стратегических целей социально-экономического развития региона до 2030 года является функционирование эффективной системы государственного и муниципального управления Омской области. Достижению данной цели способствуют организация и проведение мероприятий в рамках задачи по эффективному управлению финансами и имуществом в Омской области. Неотъемлемой частью реализации данной задачи также являются эффективная организация государственных закупок, осуществление внутреннего государственного финансового контроля, контроля в сфере закупок.


За последние годы в сфере реализации государственной программы Омской области достигнуты значительные положительные результаты, обеспечены условия для реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития Омской области и устойчивого функционирования финансово-бюджетной системы региона.


На протяжении шести последних лет в областном бюджете основную долю занимают программные расходы (по итогам 2017 года - 98,8 процента, 2018 года - 99,03 процента, 2019 года - 99,43 процента, 2020 года - 95,17 процента, 2021 года - 95,45 процента, 2022 года - 97,78 процента).


Данный формат расходов областного бюджета обеспечивает:


- решение задач социально-экономического развития Омской области исходя из национальных целей развития Российской Федерации;


- повышение эффективности бюджетной системы Омской области посредством использования бюджетных средств в увязке с конкретным результатом.


Планирование и исполнение консолидированного бюджета Омской области, централизованный сбор, консолидация и анализ отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Омской области, иной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством, а также пользовательской отчетности с применением веб-технологий осуществляются в государственной информационной системе Омской области "Единая система управления бюджетным процессом Омской области". Модернизация системы осуществляется на постоянной основе в рамках изменений федерального и регионального законодательства.


С 2016 года в регионе поэтапно внедрена централизованная система бухгалтерского учета и формирования отчетности (далее - централизация ведения бюджетного учета). На 1 января 2023 года в данный процесс вовлечено 26 органов исполнительной власти Омской области, 474 единицы казенных, бюджетных и автономных учреждений Омской области. Следует отметить положительный эффект мероприятия по централизации ведения бюджетного учета: повышено качество бюджетной отчетности в государственном секторе, оптимизированы сроки формирования бюджетных отчетов. Ежегодно расчетная экономия составляет порядка 49,9 млн. рублей.


Эффективное управление ликвидностью единого счета областного бюджета (формирование прогноза кассовых поступлений и выплат из областного бюджета) позволяет своевременно предоставлять средства из областного бюджета на исполнение обязательств. В течение 2019 - 2022 годов значение коэффициента ликвидности единого счета областного бюджета находилось в диапазоне от 0,01 до 0,014 единицы при установленном целевом значении - не более 0,02 единицы (коэффициент ликвидности единого счета областного бюджета отражает отношение среднего значения остатка на едином счете областного бюджета к общему объему кассовых выплат из областного бюджета).


В рамках реализации мероприятий по управлению государственным долгом Омской области (рефинансирование, реструктуризация, диверсификация долговых обязательств, управление ликвидностью единого счета областного бюджета) за период 2017 - 2022 годов:


1) привлечено порядка 23,8 млрд. рублей федеральных средств в виде бюджетных кредитов (в том числе 17,7 млрд. рублей - на погашение рыночных долговых обязательств Омской области);


2) снижена средневзвешенная процентная ставка по долговым обязательствам с 5,41 процента до 2,19 процента годовых;


3) экономия расходов на обслуживание государственного долга Омской области составила 5,3 млрд. рублей. Сэкономленные денежные средства направлены на социально значимые мероприятия;


4) оптимизирована структура кредитного портфеля Омской области (доля бюджетных кредитов увеличена в 2,5 раза и составила 75 процентов (в 2017 году - 38,2 процента).