Действующий

Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики Омской области" (с изменениями на 5 декабря 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы жилищно-коммунального комплекса и энергетики


1. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является одной из самых значимых отраслей экономики, которая вносит непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.


Работу системы теплоснабжения Омской области обеспечивают порядка 315 организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, 1358 локальных систем теплоснабжения. Общая протяженность тепловых сетей по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области составляет 2 467 км.


Анализ статистических данных за последние пять лет показывает общую тенденцию к сокращению количества объектов теплоснабжения и ухудшению их технического состояния.


По сравнению с 2018 годом на начало 2023 года количество сетей теплоснабжения уменьшилось на 146 км (с 2 613 км до 2 467 км), количество теплоисточников - на 32 ед. (с 1390 ед. до 1358 ед.), что свидетельствует о децентрализации теплоснабжения на территории Омской области. При этом протяженность сетей, нуждающихся в замене, увеличилась на 130 км (с 366 км до 496 км).


2. В системах водоснабжения и водоотведения действуют около 815 насосных станций водопровода, 228 канализационных насосных станций. Протяженность сетей водоснабжения составляет 10217 км, сетей водоотведения - 2 009 км.


В сопоставлении с 2018 годом наблюдается прирост протяженности сетей водоснабжения: с 10110 км до 10217 км (на 107 км). При этом растет и количество сетей, нуждающихся в замене с 3 367 км в 2018 году до 3 707 км на начало 2023 года (на 340 км).


В Омской области водоснабжение осуществляется за счет поверхностных и подземных вод.


За счет поверхностных вод осуществляется водоснабжение г. Омска (гарантирующая организация - акционерное общество "ОмскВодоканал"), крупных населенных пунктов (р.п. Большеречье, р.п. Саргатское, р.п. Нововаршавка, г. Тара, р.п. Черлак, г. Калачинск, р.п. Кормиловка, с. Нижняя Омка, р.п. Горьковское, р.п. Муромцево, с. Знаменское) и других населенных пунктов, расположенных по берегам рек Иртыш, Омь, Тара, озер, а также населенных пунктов, обеспеченных линиями магистральных групповых водопроводов с водозабором из реки Иртыш.


Посредством групповых водопроводов (Любино-Исилькульский, Южный, Таврический) обеспечивается централизованное водоснабжение населения 13 муниципальных районов Омской области (Азовского немецкого национального, Исилькульского, Любинского, Марьяновского, Москаленского, Называевского, Нововаршавского, Омского, Одесского, Павлоградского, Полтавского, Таврического и Шербакульского). Гарантирующая организация - акционерное общество "Омскоблводопровод". Групповые водопроводы характеризуются значительной протяженностью сетей.


В остальных населенных пунктах водоснабжение осуществляется из скважин и шахтных колодцев.


По обеспеченности ресурсами подземных вод Омская область характеризуется как неравномерно обеспеченная по количеству ресурсов и по качеству подземных вод. Подземные воды, пригодные для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения, развиты преимущественно на севере и в центральных районах Омской области - вдоль реки Иртыш.


Таким образом, техническое состояние объектов систем коммунальной инфраструктуры Омской области характеризуется высокой степенью износа - 37,0 процента линейных объектов нуждается в обновлении (5 440 км из 14693 км сетей), износ сетей водоснабжения составляет 36,3 процента (3707 км из 10217 км), сетей теплоснабжения - 20,1 процента (496 км из 2467 км), сетей водоотведения - 61,6 процента (1237 км из 2009 км).


3. В настоящее время жилищный фонд Омской области составляют не только новостройки и многоквартирные дома, строительные конструкции которых находятся в удовлетворительном техническом состоянии, но и дома, требующие проведения комплексного капитального ремонта, а также дома серии 1 - 335 с неполным каркасом, требующие усиления несущих конструкций с последующим утеплением фасадов.


Причинами кризисного состояния жилищно-коммунального комплекса являются многолетнее недофинансирование мероприятий по капитальному ремонту из бюджетов разных уровней, тарифная политика, предопределяющая дотационность отрасли, и высокая степень износа основных фондов.