Действующий

О государственной программе "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" (с изменениями на 11 сентября 2024 года)



1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области"


Автомобильные дороги имеют важное значение для социально-экономического развития Астраханской области. Они связывают обширную территорию области с зарубежными странами и соседними субъектами Российской Федерации, обеспечивают жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, в которых проживает свыше 950,5 тыс. чел., определяют возможности развития муниципальных образований Астраханской области, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает доступ к ресурсам, снижая транспортные издержки для многих отраслей и расширяя производственные возможности экономики региона в целом.


Благодаря уникальному географическому положению в дельте реки Волги на побережье Каспийского моря в непосредственной близости к крупнейшим портам прикаспийских государств Астраханская область стала воротами в Российскую Федерацию, через которые проходит существенная доля международных грузов страны, включая экспорт продукции российских предприятий и поставки в Российскую Федерацию импортных товаров, машин и оборудования. На территории Астраханской области у с. Караозек расположен загруженный сухопутный пограничный переход через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан, обслуживающий международные автомобильные перевозки.


В общем объеме транспортной работы в Астраханской области удельный вес автомобильных перевозок постоянно увеличивается, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта и переориентации ряда отраслей экономики на автотранспортные перевозки. В условиях роста конкуренции предприятия для сокращения издержек минимизируют складские запасы, поэтому возникает потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки, обеспечить которые может только автотранспорт.


В настоящее время большинство предприятий всех отраслей экономики Астраханской области, а также значительная часть населенных пунктов не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных дорог, что предопределяет безальтернативное использование автомобильного транспорта.


За последние годы значение автомобильных дорог существенно возросло. Это связано как со значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения международной торговли и развития сферы услуг, так и с изменением образа жизни людей, для которых автомобиль стал необходимым средством передвижения.


В регионе активно развивается промышленность (газо-, нефтедобывающая), агропромышленный комплекс, строительство, туризм и торговля, а также высокотехнологичные производства, такие как судостроение, нефтехимия, целлюлозно-бумажная промышленность, которые во многом ориентированы на обслуживание автотранспортом.


В современных условиях от состояния автомобильных дорог зависит себестоимость товаров и услуг, производительность труда, конкурентоспособность и эффективность работы многих отраслей экономики Астраханской области. В свою очередь, развитие дорожной сети определяет скорость и интенсивность обмена товарами и услугами, возможность освоения новых территорий и ресурсов, способствует повышению инвестиционного потенциала региона и росту качества жизни населения.


В Астраханской области 125 населенных пунктов не обеспечены подъездами от автомобильных дорог с твердым покрытием. В данных населенных пунктах проживает 15,8 тыс. человек. Протяженность автомобильных дорог, не имеющих твердого покрытия и ведущих к населенным пунктам, составляет 861,9 км.


По состоянию на 1 января 2023 года доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, составляет 45,74% в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.


В свою очередь, доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, составляет 31,2% в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения или 1328,4 км.


В строительстве и реконструкции нуждаются автомобильные дороги общего пользования протяженностью 3318,55 км, из них дороги регионального или межмуниципального значения - 536,15 км, дороги местного значения - 2782,4 км.


В проведении ремонта (капитального ремонта) нуждаются автомобильные дороги общего пользования протяженностью 4111,086 км, из них дороги регионального или межмуниципального значения - 1181,286 км, дороги местного значения - 2929,800 км.


Дополнительно требуется устройств линий искусственного освещения на дорогах, проходящих в населенных пунктах, протяженностью 216,774 км.


Ежегодно наносится 1595,5 км горизонтальной дорожной разметки краской, срок эксплуатации которой варьируется до 3 месяцев. Необходимо увеличить ее протяженность до 1642,67 км.