Действующий

Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области" (с изменениями на 4 июля 2024 года)



Глава 1. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Свердловская область осуществляет международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Законом Свердловской области от 28 октября 2005 года N 99-ОЗ "О международных и внешнеэкономических связях Свердловской области и участии Свердловской области и органов государственной власти Свердловской области в международном информационном обмене".


Международные и внешнеэкономические связи Свердловской области соответствуют целям и приоритетам, определенным Указами Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 года N 611 "Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом" (далее - Концепция гуманитарной политики Российской Федерации), от 31 марта 2023 года N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" (далее - Концепция внешней политики Российской Федерации) и от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309), Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" и Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 372-ПП "Об утверждении Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области).


(часть вторая в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2024 N 437-ПП)


Как отмечено в Концепции внешней политики Российской Федерации, перераспределение мирового потенциала развития и формирование новых правил и принципов мироустройства сопровождаются нарастанием геополитической нестабильности, обострением межгосударственных противоречий и конфликтов. В условиях применения рядом стран односторонних ограничительных мер (санкций) в отношении российских юридических и физических лиц Российская Федерация проводит последовательную, независимую, многовекторную, открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, направленную на защиту своих национальных интересов и укрепление международной безопасности. При этом Российская Федерация продемонстрировала экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению благодаря принятым Правительством Российской Федерации ответным мерам, направленным на снижение зависимости от импорта в ключевых отраслях экономики.


В условиях современного кризиса мироустройства Российская Федерация обладает высоким потенциалом к региональной интеграции и выработке межгосударственных механизмов взаимодействия в экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах, а также к созданию разноформатных партнерств для решения общих проблем международного характера.


Российская Федерация стремится к обеспечению устойчивости системы международных отношений на основе безусловного соблюдения норм международного права, укрепления центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и ее Совета Безопасности при разрешении глобальных и региональных проблем. В то же время Российская Федерация стремится к расширению и консолидации региональных внешнеполитических структур, таких как Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС).


Для Свердловской области, осуществляющей международные связи с 135 государствами и занимающей по итогам 2021 года 8 место по объему экспорта среди субъектов Российской Федерации, развитие международных и внешнеэкономических связей имеет большое стратегическое значение. В течение 2022 года предприятия Свердловской области, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, столкнулись с последствиями ограничительных мер в отношении Российской Федерации: затруднением международных банковских расчетов с иностранными контрагентами, а также нарушением международной логистики при исполнении экспортных контрактов и при ввозе необходимых материалов, сырья и комплектующих, в том числе для производства продукции, предназначенной на экспорт. Однако многовекторная политика Российской Федерации и широкий охват международных связей Свердловской области позволили выработать альтернативные логистические маршруты через территории дружественных Российской Федерации государств. Кроме того, в кооперации с финансовыми структурами осуществляется переход на национальные валюты при международных банковских расчетах.


Внешние условия развития и международных и внешнеэкономических связей Свердловской области будут зависеть от следующих тенденций:


1) долговременное замедление темпов роста глобальной экономики при сохранении нестабильности и рисков мирового экономического развития;


2) масштабный сдвиг мирового производства в тихоокеанский и индоазиатский регионы, который приведет к ужесточению конкуренции на рынках обрабатывающей промышленности, появлению на них новых крупных участников - стран и компаний;


3) опережающий рост потребления в развивающихся странах Азии, прежде всего в Китае, Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, а также увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Африка, Нигерия, ряд других государств);


4) замедленное и неустойчивое развитие европейского экспортного рынка;


5) усиление процессов глобализации, которое приведет к тому, что внутренние регионы ведущих развивающихся стран, в первую очередь Китая и Индии, по объему валового продукта превосходящие некоторые страны Европы, войдут в число значимых субъектов мирового хозяйства;


6) усиление элементов протекционизма в политике многих стран на фоне роста глобальной конкуренции, которое может привести к установлению новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на рынки этих стран, в частности к введению требований в отношении использования местного компонента;