9.1.2.1. Замедление агломерационных процессов, отсутствие четкого плана развития областной агломерации, недостаточная координация планов развития областной агломерации между муниципальными образованиями.
9.1.2.2. Значительные диспропорции в размещении населения и производительных сил по территории области, высокая дифференциация по уровню социально-экономического развития между крупными городами области и сельскими территориями, что приводит к усилению неуправляемых процессов внутриобластной миграции в центральную часть области и эмиграции. Наблюдается усиление транзитного вектора миграции городов Вологды и Череповца.
9.1.2.3. Исчерпаемость в среднесрочной перспективе резервных мощностей дальнейшего развития инженерной инфраструктуры на большой части территории на фоне высокого износа и низких объемов инвестиций.
9.1.2.4. Сосредоточение ресурсов и капиталов в коридорах развития (преимущественно в западном), усиливающее неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований области за пределами данных коридоров.
9.1.2.5. Отсутствие дополнительных транспортных коридоров межрегионального значения.
9.1.2.6. Перегрузка транспортной инфраструктуры основной оси развития (Архангельск - Москва, Вологда - Новая Ладога).
9.1.2.7. Сохранение монопрофильности многих крупных промышленных центров области; низкие темпы диверсификации экономики моногородов.
9.1.2.8. Запаздывание адаптации сети учреждений социальных услуг к меняющимся условиям расселения населения (наблюдается усиление тенденций сжатия освоенного пространства).
9.1.2.9. Несоответствие существующей инфраструктуры транспорта и энергетики потребностям реального сектора экономики и населения.
9.1.2.10. Неэффективность сельхозпроизводителей периферии области, ведущая к деградации их социальных функций и депопуляции населения.
9.1.2.11. Депопуляция сельских населенных пунктов и миграционный отток из малых населенных пунктов.