38. Исходя из анализа социально-экономического развития Камчатского края, выделены следующие ключевые направления развития:
1) снижение влияния на экономику края регулируемых критических факторов, которые формируют ее конкурентные недостатки инфраструктурного характера, прежде всего тарифов на энергию (существенное снижение стоимости энергетических тарифов, как минимум до уровня территорий, в которые край поставляет, или мог бы поставлять свою продукцию, для чего необходимы крупные проекты для развития топливно-энергетического комплекса);
2) наращивание доходной базы бюджета территории за счет содействия развитию приоритетных видов экономической деятельности, обладающих высоким экспортным и трансрегиональным потенциалом;
3) повышение качества жизни населения через развитие и совершенствование системы расселения, что должно привести к развитию инфраструктурной составляющей очаговых территориальных образований;
4) формирование благоприятной среды для проявления инициативы и предпринимательской активности населения в сфере производства товаров и услуг.
39. Освоение уникального природоресурсного потенциала и использование геоэкономического положения Камчатского края для развития рыбопромышленного, топливно-энергетического, горнопромышленного, транспортно-логистического, и туристско-рекреационного комплексов открывает существенные возможности формирования центров опережающего развития ("точек роста") и быстрого подъема экономики и социальной сферы края.
Обеспечение края собственными энегоресурсами или стабильными поставками природного газа позволит устранить главный конкурентный недостаток региона - высокие удельные расходы по тепловой и электрической энергии, а также решить многие инфраструктурные проблемы, решение которых во многом зависит от тарифов на тепло- и электроносители. Толчок к развитию в данном направлении даст реализация проекта по строительству морского СПГ-терминала в акватории Авачинской губы.
Качественной перспективой развития водного транспорта Камчатского края является создание современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортного использования Северного морского пути с модернизацией портовой инфраструктуры и обустройством пунктов пропуска через государственную границу для обеспечения международных транспортных сообщений.
По мере развития Северного морского пути, как элемента международных транспортных коридоров, Петропавловск-Камчатский морской порт станет опорным на его восточной части. Развитие порта Петропавловск-Камчатский и строительство пассажирских морских судов позволит возобновить регулярное пассажирское сообщение на линии Петропавловск-Камчатский - Владивосток, а также вдоль побережья полуострова Камчатка. В дальнейшем, маршрутная сеть морских каботажных перевозок охватит Курильские острова Сахалинской области.
Одновременно реализация целого ряда проектов, направленных на реконструкцию причалов в морском порту, создание судоремонтных, логистических и обеспечивающих отрасль предприятий позволит сформировать в акватории Авачинской губы единый комплекс по оказанию всего спектра ремонтных услуг рыбопромысловому, транспортному и военному флотам.
Основной предпосылкой потенциального роста рыбоперерабатывающей промышленности станет строительство морских рефрижераторных терминалов с созданием дополнительных холодильных мощностей, что позволят осуществлять перевалку и переработку уловов водных биоресурсов Камчатским краем самостоятельно (в настоящее время ВБР направляются на переработку в другие регионы Российской Федерации или на экспорт после первичной обработки на судах). Продолжится развитие береговой инфраструктуры переработки рыбы, что будет способствовать созданию высокооплачиваемых рабочих мест и закреплению населения на территории края.
Приоритетное развитие топливно-энергетического и транспортно-логистического, рыбопромышленного комплексов даст импульс к развитию в крае обрабатывающих производств и обеспечит инвестиционную привлекательность региона.
Еще одна критически важная "точка роста" - расширение воздушного пункта пропуска (международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово). Реализация инициатив в данном направлении будет способствовать повышению пространственной связанности и транспортной доступности региона, увеличению объема и скорости транзита грузов. Развитие воздушной трансграничной инфраструктуры создаст условия для укрепления и расширения межрегиональных и международных экономических связей, в том числе для роста экспорта туристических услуг и товаров.
В регионе имеются значительные возможности для развития туристического кластера, предлагающего различные виды туризма. Как одно из приоритетных направлений развития туристической отрасли на Камчатке рассматривается экологический туризм. Драйвером роста для отрасли послужит реализация проекта по созданию курорта международного стандарта и общедоступной курортной инфраструктуры вокруг вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый - "Парк "Три вулкана". Отдельный вклад в развитие внесет реализация инвестиционных проектов резидентов туристско-рекреационного кластера (ТРК) "Паратунка" по строительству коллективных средств размещения, предприятий общественного питания и сопутствующих сервисов.