В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578 и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" в целях координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Самарской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения Самарской области.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Самарской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести муниципальные правовые акты в соответствие с Положением о системах оповещения населения Самарской области.
3. Признать утратившими силу следующие постановления Губернатора Самарской области:
от 02.04.2009 N 34 "О системе оповещения и информирования населения Самарской области";
от 09.12.2013 N 302 "О внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 02.04.2009 N 34 "О системе оповещения и информирования населения Самарской области";
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора
Самарской области
В.В.КУДРЯШОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящее Положение о системах оповещения населения Самарской области разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578 и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - приказ) в целях координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Самарской области.
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения Самарской области, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
4. Сигнал оповещения, передаваемый по техническим средствам оповещения, является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения Самарской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
5. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системам оповещения населения Самарской области.
6. Системы оповещения населения Самарской области включаются в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и ТП РСЧС, обеспечивающую доведение до населения Самарской области, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоят из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, регионального сегмента общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
7. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС и до населения Самарской области в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
8. Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
9. В региональном сегменте общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
10. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
11. Системы оповещения населения Самарской области включают в себя:
региональную автоматизированную систему централизованного оповещения Самарской области (далее - РАСЦО);
региональный сегмент общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН);
комплексные системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН), создаваемые на региональном, муниципальном и объектовом уровнях;
муниципальные автоматизированные системы централизованного оповещения муниципальных образований Самарской области (далее - МАСЦО);
локальные системы оповещения (далее - ЛСО), создаваемые на объектовом уровне.
12. РАСЦО создают органы исполнительной власти Самарской области.
13. КСЭОН создают:
на региональном уровне - органы исполнительной власти Самарской области;
на муниципальном уровне - органы исполнительной власти Самарской области во взаимодействии с органами местного самоуправления Самарской области;
на объектовом уровне - организации, создающие ЛСО.
14. МАСЦО создают органы местного самоуправления Самарской области.
15. ЛСО на территории Самарской области создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности.
16. Организации, создающие ЛСО, оповещают своих работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
17. Границами зоны действия РАСЦО являются административные границы Самарской области.
18. Границами зон действия МАСЦО являются административные границы муниципальных образований Самарской области.
19. Границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
20. Границами зон действия КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
21. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Самарской области является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления и организациями в Самарской области по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Самарской области.
22. Системы оповещения населения Самарской области должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом.
23. На системы оповещения населения Самарской области оформляются паспорта (далее - паспорт системы оповещения), рекомендуемые образцы которых приведены в приложении 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом.
24. Системы оповещения населения Самарской области предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС.
25. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и ТП РСЧС;
органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, - Главного управления МЧС России по Самарской области;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления Самарской области;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Самарской области;