____________________________________________________________________
Утратил силу с 22.03.2024 на основании постановления Правительства Саратовской области от 22.03.2024 N 213-П.
____________________________________________________________________
В целях реализации в Саратовской области в рамках федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, Правительство Саратовской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемую на территории Саратовской области.
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Настоящая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой на территории Саратовской области, (далее соответственно - Модель, система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе) разработана в целях реализации на территории Саратовской области в рамках федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
1.2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Саратовской области.
1.3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, проживающие в пилотных муниципальных образованиях Саратовской области, реализующих систему долговременного ухода, а также участники специальной военной операции, проживающие на территории Саратовской области.
1.4. В Модели используются следующие понятия:
система долговременного ухода - система организации и предоставления уполномоченными органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, участники специальной военной операции, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
1.5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ, и Модели.
2.1. Цели внедрения системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
2.2. Задачи внедрения системы долговременного ухода:
совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
3. Участниками системы долговременного ухода являются:
3.1. Министерство труда и социальной защиты Саратовской области, министерство здравоохранения Саратовской области;
3.2. Уполномоченные организации, находящиеся на территории Саратовской области:
организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг) (по согласованию);
медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (по согласованию);
региональный координационный центр, созданный на базе государственного казенного учреждения Саратовской области "Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области", (далее - региональный координационный центр);
территориальные координационные центры, созданные на базе государственных казенных учреждений социальной поддержки населения Саратовской области, (далее - территориальные координационные центры);
организации независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (по согласованию);
федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области" (по согласованию);
3.3. Работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода (по согласованию);
3.4. Граждане, осуществляющие уход;
3.5. Граждане, нуждающиеся в уходе.
4.1. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:
единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;
приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;
разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;
синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками системы долговременного ухода, не дублируются и не противоречат друг другу;
коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками системы долговременного ухода совместно;