(с изменениями на 24 сентября 2024 года)
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.09.2024 N 519-П)
Во исполнение пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 года N 1630-р "Об утверждении Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации", пункта 4 раздела V протокола заседания президиума Правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем с субъектами Российской Федерации от 29 июня 2023 года N 28пр-П50-АБ Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие беспилотных авиационных систем в Ямало-Ненецком автономном округе".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 года.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.09.2024 N 519-П)
Сроки реализации региональной программы | 2024 - 2030 годы |
Разработчик региональной программы | Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ЯНАО, автономный округ, Ямал, регион) |
Участники региональной программы | проектный офис ЯНАО департамент гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО департамент строительства и жилищной политики ЯНАО департамент транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО департамент имущественных отношений ЯНАО департамент образования ЯНАО |
Связь с государственными программами и региональными проектами автономного округа | 1. Государственная программа ЯНАО "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1111-П (далее - государственная программа ЯНАО "Экономическое развитие и инновационная экономика"). 2. Государственная программа ЯНАО "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1132-П (далее - государственная программа ЯНАО "Развитие образования"). 3. Государственная программа ЯНАО "Безопасный регион", утвержденная постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1136-П (далее - государственная программа ЯНАО "Безопасный регион"). 4. Региональный проект, обеспечивающий достижение показателей и реализацию мероприятий федерального проекта "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем" (далее - региональный проект "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем") |
Реквизиты документа, которым утверждена региональная программа | постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 октября 2023 г. N 816-П |
Цели региональной программы | создание инфраструктуры и условий для использования беспилотных авиационных систем (далее - БАС) в отраслях экономики ЯНАО, включающее обеспечение возможности экспериментальной эксплуатации и сертификации отечественных БАС в ЯНАО, а также развитие региональной системы подготовки отраслевых специалистов для отрасли беспилотной авиации |
Задачи региональной программы | Задача 1: создание Арктического испытательного центра БАС. Задача 2: внедрение и продвижение новых перспективных направлений использования БАС. Задача 3: разработка и внедрение в образовательные программы общего, дополнительного, среднего профессионального образования, профессионального обучения модулей и отдельных курсов обучения по различным направлениям БАС. Проведение соревнований по пилотированию беспилотных воздушных судов (далее - БВС) с целью повышения престижности профессиональной деятельности в сфере БАС |
Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы | - консолидированный бюджет - 243327,00 тыс. рублей; - средства федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей; - средства окружного бюджета - 243327,00 тыс. рублей. В 2024 году - 207327,00,00 тыс. рублей: - средства федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей; - средства окружного бюджета - 207327,00 тыс. рублей. В 2025 году - 6000 тыс. рублей: - средства федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей; - средства окружного бюджета - 6000 тыс. рублей. В 2026 году - 6000 тыс. рублей: - средства федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей; - средства окружного бюджета - 6000 тыс. рублей. В 2027 - 2030 годах - 24000 тыс. рублей: - средства федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей; - средства окружного бюджета - 24000 тыс. рублей |
Автономный округ расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, относится к районам Крайнего Севера.
Более половины территории автономного округа расположено за Полярным кругом, небольшая часть территории находится на восточном склоне Уральского хребта.
Климат автономного округа резко континентальный, характеризуется продолжительной и холодной зимой с сильными ветрами и метелями, коротким и прохладным летом с длинным световым днем.
Также климат определяется наличием многолетней мерзлоты, близостью холодного Карского моря, обилием заливов, рек, болот и озер.
Рельеф территории автономного округа равнинный, состоящий из тундры и лесотундры с множеством озер и болот, горной части. Горный массив, расположенный на западе автономного округа, простирается на 200 км, достигая высоты до 1,5 тыс. метров.
Водные ресурсы региона включают побережье Карского моря, многочисленные заливы и губы, реки, озера, болота и подземные воды.
Автономный округ граничит с Ненецким автономным округом, Республикой Коми, Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, Красноярским краем.
Общая численность населения автономного округа на 01 января 2023 года составила 512 387 человек.
Ямал является исторической родиной коренного населения, которое представлено тремя небольшими по численности народностями: ханты, ненцы, селькупы.
Коренное население сегодня составляет около 7% всего населения автономного округа, из которых 40% ведут кочевой образ жизни.
Площадь автономного округа составляет 769 250 кв. км - 4,5% площади Российской Федерации. Административный центр - город окружного значения Салехард.
В состав автономного округа входят:
- городские округа, к которым относятся: г. Салехард, г. Лабытнанги, г. Муравленко, г. Новый Уренгой, г. Ноябрьск, г. Губкинский;
- муниципальные округа: Приуральский район, Ямальский район, Шурышкарский район, Надымский район, Пуровский район, Тазовский район, Красноселькупский район.
Автономный округ во многих аспектах является чрезвычайно специфичным регионом с экстремальными климатогеографическими условиями, низкой плотностью населения (0,7 человек на 1 кв. км), сложной транспортной схемой, наличием труднодоступных, малочисленных поселков с населением, находящимся в длительной изоляции (расстояния до районного центра от 50 до 400 км); отсутствием дорог, особенно в сельских территориях, особенностями образа жизни проживающего на Ямале населения, в том числе ведущего кочевой образ жизни.
Экономика автономного округа представлена следующими основными видами экономической деятельности: промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство.
Ежегодно на Ямале добывается более 80% российского газа. В российском объеме извлечения нефти и газового конденсата доля автономного округа составляет примерно 10%.
Топливно-энергетический комплекс играет определяющую роль в экономике автономного округа (более 70% валового регионального продукта (далее - ВРП), 97% совокупного объема промышленного производства, 27% занятых). Экономика целиком ориентирована на извлечение углеводородного сырья и его доставку потребителям.
Потенциал развития ресурсной базы остается на высоком уровне. По данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2020 в автономном округе расположено 220 месторождений углеводородного сырья, запасы свободного газа с учетом шельфа составляют 48,6 трлн куб. м, жидких углеводородов - 7,2 млрд т.
Строительный комплекс автономного округа генерирует 12,5% ВРП и концентрирует 16,2% занятых в экономике. По объемам работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", автономный округ стабильно входит в группу лидеров среди субъектов Российской Федерации.
Основной объем строительных работ (более 90%) в автономном округе осуществляется в рамках инвестиционных проектов, связанных с развитием топливно-энергетического комплекса.
Агропромышленный комплекс автономного округа развивается в сложных природных условиях, специализируясь на традиционных отраслях хозяйствования - оленеводстве и рыболовстве. Автономный округ лидирует в Российской Федерации по выращиванию домашних северных оленей, переработке и экспорту продукции оленеводства, а также по добыче водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах.
Совокупный вклад отрасли в ВРП составляет менее 1%, в занятость - более 2%. Занятость обеспечивается в основном на сельской территории автономного округа.
Ключевыми направлениями развития агропромышленного комплекса в автономном округе являются оленеводство и рыболовство, на которые приходится 98% производства продукции.
Особенности сложившейся транспортной инфраструктуры в автономном округе определяются его расположением в периферийной полярной зоне и неравномерностью хозяйственного освоения территории. К настоящему времени наблюдается весьма неоднородная степень транспортной освоенности территории районов, связанная с их хозяйственной специализацией, при общей слабой развитости транспортной инфраструктуры. При этом Ямал связан с другими субъектами Российской Федерации всеми имеющимися видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и трубопроводным.
Транспортно-логистический комплекс в автономном округе (без учета трубопроводного транспорта) занимает около 2% ВРП и создает рабочие места для 9% занятого населения региона.
В структуре транспортно-логистического комплекса в автономном округе преобладает автомобильный транспорт, в основном обеспечивающий нужды топливно-энергетического комплекса (более 40%); на железнодорожный и воздушный транспорт приходится 23% и 17% валовой добавленной стоимости отрасли соответственно.
Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в автономном округе в 20 раз ниже, а плотность железных дорог более чем в 8 раз ниже, чем в среднем по России. С частью труднодоступных малочисленных населенных пунктов автономного округа полностью отсутствует наземное транспортное сообщение.
Неоднородность транспортной освоенности территории районов автономного округа при общей слабой развитости наземной транспортной инфраструктуры создает предпосылки к развитию воздушного транспорта в автономном округе. Коэффициент авиационной подвижности населения в регионе стабильно превышает среднероссийское значение (в 2019 г. 3,36 против 0,87).
По количеству аэропортов автономный округ лидирует среди регионов России. На его территории находится 11 аэропортов, из которых 7 (города Салехард, Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск, Тарко-Сале, поселок Уренгой, село Толька) осуществляют прием и отправку пассажиров, почты и грузов по межмуниципальным и межрегиональным направлениям, 4 ведомственных аэропорта (Ямбург, Бованенково, Утренний и Сабетта) обеспечивают вахтовые и грузовые перевозки. Перевозки пассажиров в труднодоступные населенные пункты выполняются вертолетами.
Автономный округ является участником экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации БАС.
В июле 2021 года подписано трехстороннее соглашение о взаимодействии между Правительством автономного округа, акционерным обществом (далее - АО) "Почта России" и обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Аэромакс" (эксплуатант БАС) для решения следующих задач:
- создание экспериментального образца БАС по доставке почтовых грузов на базе БВС разработки ООО "Аэромакс";
- продвижение на рынке почтово-логистических услуг с использованием БАС на социально значимых маршрутах.
Кроме того, с 2020 года БАС в автономном округе применяются государственным казенным учреждением (далее - ГКУ) "Ямалспас" при осуществлении следующих основных видов деятельности:
- разведка зон чрезвычайных ситуаций, в том числе радиационной и химической разведки;
- оказание содействия исполнительным органам автономного округа, федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации и их подведомственным учреждениям, органам местного самоуправления в получении требуемых данных;
- оказание услуг с применением беспилотных летательных аппаратов юридическим лицам;