В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года N 793-пп, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 года N 476-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" (далее - изменения).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня его официального опубликования.
Установить, что изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета начиная с бюджетов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 476-ПП
1. Наименование изложить в следующей редакции:
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ".
2. В преамбуле слова "Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп" заменить словами "Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года N 793-пп".
3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые:
1) стратегические приоритеты государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области";
2) паспорт государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области";
3) Положение о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
4) Порядок предоставления субсидий региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
5) Порядок предоставления субсидии акционерному обществу "Архангельский экологический оператор" для оплаты процентов и комиссий по обслуживанию кредитных обязательств перед публичным акционерным обществом "Сбербанк" (кредитная линия в части не покрываемых капитальным грантом сумм налога на добавленную стоимость в рамках создания объекта "Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год, расположенный по адресу: Архангельская область, Котласский р-н, муниципальное образование "Черемушское");
6) Порядок предоставления субсидии акционерному обществу "Архангельский экологический оператор" для финансового обеспечения расходов, связанных с организацией выполнения работ в целях реализации концессионных соглашений на создание комплексов обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области;
7) Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на разработку проектной документации по созданию объектов обращения с твердыми коммунальными отходами некапитального строительства (объекты перегрузки твердых коммунальных отходов с местом временного накопления твердых коммунальных отходов).".
4. Государственную программу Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" исключить.
5. Дополнить стратегическими приоритетами государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" следующего содержания:
"Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 11.10.2013 N 476-пп
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Высокое качество жизни и здоровья населения Архангельской области, национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
В Архангельской области наиболее острыми социально значимыми остаются следующие проблемы:
1) несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В населенных пунктах Архангельской области, территории которых подлежат регулярной очистке от коммунально-бытовых отходов, недостаточно организована система централизованного сбора, транспортировки, сортировки (отбора утильной части), утилизации и захоронения отходов.
Практически 98,4 процента твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) захораниваются на открытых полигонах и свалках, которые большей частью были организованы более 30 лет назад, без учета экологических, санитарных и противопожарных правил.
Кроме того, не налажен селективный сбор отходов, что приводит к безвозвратной потере до 30 процентов полезных фракций (вторичного сырья), имеющих реальный спрос на рынке.
Для решения проблем в сфере обращения с ТКО требуются:
развитие системы централизованного планово-регулярного сбора (в том числе раздельного) ТКО, включающего в себя создание мест (площадок) для накопления ТКО, приобретение контейнеров для накопления ТКО, приобретение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае необходимости специализированной техники для транспортирования отходов;
модернизация существующих объектов обращения с отходами (при необходимости) и строительство перспективных объектов обращения с отходами;
развитие системы раздельного сбора отходов на территории Архангельской области;
2) накопленный экологический ущерб.
Загрязнение земель нефтепродуктами приводит к просачиванию нефтепродуктов через почву в подземные водоносные горизонты, что создает угрозу экологической безопасности населения. В связи с этим необходимо проводить мероприятия по восстановлению загрязненных нефтепродуктами земель.
Остается нерешенной проблема формирования бесхозных свалок, в том числе на землях лесного фонда, необходимо проведение мероприятий по их ликвидации.
Последствиями несанкционированного размещения отходов являются загрязнение земель, грунтовых вод, деградация почв и природных экосистем, разрушение традиционных местообитаний растений и животных, формирование новых техногенных образований;
3) сохранение биоразнообразия Архангельской области.
Большая часть существующих в настоящее время особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) создана в 60 - 80 годах прошлого века. На таких территориях ведется постоянное наблюдение за состоянием природных объектов и производится оценка влияния возрастающей антропогенной нагрузки на эти территории. Влияние хозяйственной деятельности человека на ООПТ ведет к снижению биоразнообразия и исчезновению ценных природных комплексов и объектов.
В соответствии с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Архангельской области и плана ее развития до 2028 года, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 7 августа 2018 года N 358-пп, осуществляются мероприятия по созданию ООПТ регионального значения;
4) существенным компонентом природоохранной деятельности, направленной в первую очередь на обеспечение экологической безопасности, являются организация и осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), который позволит обеспечить население Архангельской области оперативной и достоверной информацией о качестве окружающей среды и своевременно предотвратить и (или) уменьшить неблагоприятные последствия ухудшения качества окружающей среды.
Ведется мониторинг редких и исчезающих видов растений, животных и иных организмов. Данные мониторинга позволяют установить факты присутствия или отсутствия видов в местонахождениях, указанных в Красной книге Архангельской области, а также подтвердить соответствие отнесения вида к числу редких и исчезающих видов. Таким образом, расширение системы мониторинга в целях выявления новых видов и мест их обитания носит актуальный характер;
5) недостаточный уровень экологического образования, просвещения и воспитания в сфере охраны окружающей среды.
Организация постоянно действующей системы мероприятий областного уровня, объединяющей усилия муниципальных образований и других субъектов экологического просвещения во взаимосвязанный комплекс, будет способствовать повышению эффективности экологического образования и воспитания населения, особенно детей и подростков, что является залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде.
Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Архангельской области, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений:
1) важнейшим направлением деятельности является воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ).
Наиболее востребованными остаются месторождения песков и песчано-гравийных смесей, широко используемых в строительстве всех видов дорожных покрытий, зданий сооружений и иных объектов.
С учетом особенностей распространения ОПИ, влияния расстояния их транспортировки на итоговую стоимость объекта строительства и требований к качеству полезных ископаемых для их использования в тех или иных направлениях строительства активно ведутся геологическое изучение, поиски и оценка новых месторождений ОПИ в целях обеспечения соответствующим сырьем строительной сферы Архангельской области. Финансирование таких работ в полном объеме осуществляется за счет собственных и привлеченных средств пользователей недр.
На сегодняшний день значительная часть площадей месторождений ОПИ нераспределенного фонда, расположенных на территории Архангельской области, нанесены на единую карту недропользования в виде обобщенных контуров. Данные обобщенного контура ввиду сложных конфигураций залежей в плане требуют уточненных работ по определению его месторасположения и их оцифровки, что влечет значительные временные затраты на работу с фондовой геологической информацией;
2) обеспечение прироста запасов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения на основе геологического изучения территорий Архангельской области. Архангельская область в Лесном плане Архангельской области характеризуется обеспеченностью запасами подземных вод, которая существенно превышает норматив суточного потребления населения области. Однако этот показатель следует считать весьма условным в связи с неравномерностью размещения разведанных запасов и территорий проживания населения.