Ключевой проблемой, сдерживающей развитие рынка услуг водного туризма в регионе, является недостаточное развитие или отсутствие необходимой причальной и береговой инфраструктуры в г. Козьмодемьянске, г. Звенигово и г. Волжске, пгт Юрино, с. Кокшайск, путевой инфраструктуры по маршруту следования, регионального флота круизных и маломерных судов.
Основными стратегическими задачами в части развития водного туризма и преодоления проблемы инфраструктурной обеспеченности являются:
строительство пассажирского причала и терминала в г. Козьмодемьянске с перспективным пассажирооборотом 75 тыс. пассажиров в год;
устройство территорий активного отдыха, обустройство пешеходной набережной и прибрежной акватории в г. Козьмодемьянске и Горномарийском муниципальном районе Республики Марий Эл;
строительство причальной инфраструктуры, проведение дноуглубительных работ, проектирование и строительство подъездных путей в пгт Юрино и г. Волжске;
берегоукрепление р. Волги, строительство пассажирского причала и ремонт подъездных путей к нему в г. Звенигово;
проектирование и строительство грузопассажирского причала в с. Кокшайск;
оборудование зеленой стоянки круизных судов в районе с. Кокшайск с проектированием и строительством причальной стенки, развитием инфраструктуры берегового обслуживания для предоставления услуг питания;
приобретение речных судов "Метеор-1" и "Валдай-2", оборудование соответствующей инфраструктуры для их отстоя и обслуживания;
создание отдельных баз стоянок для маломерных судов на р. Волге и малых реках с последующим развитием водного туризма в активных его формах.
Еще одной значимой проблемой является отсутствие в Республике Марий Эл точек входа и выхода круизных туристов, а сам регион выполняет исключительно транзитные функции для круизных маршрутов продолжительностью более 4 дней. Это создает объективные препятствия для комплексного использования имеющихся туристских ресурсов региона, формирования и реализации регионального туристского продукта, создания специализированной инфраструктуры водного (круизного, активного и яхтингового) туризма.
Приоритетными задачами в вышеуказанном направлении являются:
создание круизного логистического центра в г. Козьмодемьянске с перспективой организации комбинированных туристско-экскурсионных маршрутов в г. Йошкар-Олу и по территории Республики Марий Эл;
увеличение продолжительности стоянок круизных судов в г. Козьмодемьянске минимум до 3 часов и вовлечение в систему круизного туризма других туристских центров Республики Марий Эл (пгт Юрино, с. Кокшайск);