Целевую аудиторию потребителей услуг водного туризма для целей позиционирования и продвижения водного (в том числе круизного и яхтенного) туристского продукта необходимо определять и сегментировать по следующим критериям: полу, возрасту, способу организации, цели путешествий, средней продолжительности путешествий, стоимости услуг.
Соотношение мужчин и женщин на речных круизных маршрутах стабильно сохраняется в пропорции 40 на 60 процентов, на экскурсионно-прогулочных речных рейсах соотношение изменяется в сторону увеличения доли женщин до 65 - 70 процентов. Напротив, по активным видам водного туризма (например, сплавы по рекам Республики Марий Эл) соотношение значительно меняется в пользу мужчин (до 75 процентов). Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и ограниченными физическими возможностями не превышает 10 процентов в отношении граждан Российской Федерации и 20 процентов в отношении иностранных граждан.
За 2018 - 2022 годы аудитория водного туризма помолодела в среднем на 5 - 8 лет - с 55 до 49 лет у мужчин и с 58 до 50 лет у женщин. Туристы в возрасте старше 60 лет являются основными потребителями водно-круизного туристского продукта, реализуемого в период начала (май и начало июня) и конца (сентябрь - октябрь) периода речной навигации. Дети в возрасте до 18 лет составляют примерно 20 процентов от общего туристского потока на речных круизных и экскурсионно-прогулочных маршрутах, а 40 - 50 процентов потребителей услуг водного туризма в летний сезон путешествуют семьями (2 - 3 человека), преобладают пожилые семейные пары с внуками младшего школьного возраста (до 12 - 13 лет). Основными потребителями услуг яхтинга и активного водного туризма являются молодые туристы в возрасте от 25 до 40 лет.
Увеличение доли туристов молодого возраста (до 30 лет) связано со следующими факторами:
переориентация туристских потоков с международных на внутренние направления;
улучшение качества предоставляемых услуг; увеличение количества и качества тематических программ водного туризма;
разнообразие программ берегового обслуживания и присутствие активного компонента в программах речных круизов и яхтинг-туров;
реализация программы туристского кешбэка и демократизация цен;
повышение внимания к организации активных форм отдыха на акваториях: яхтинга, сплава по рекам и т.д.
Применительно к способам организации туристских поездок можно говорить о существовании организованных и неорганизованных (индивидуальных) туристов, соотношение между которыми в части водного туризма относительно неизменно и составляет соответственно 10 на 90 процентов. В то же время указанное соотношение изменяется в обратную сторону (80 на 20 процентов) в тех случаях, когда речь идет о водно-спортивных (активных) направлениях. Для организации водно-спортивного туризма и активных туристских занятий на акваториях потребители в большинстве случаев обращаются не к туроператорам и турагентам, а в специализированные спортивные и водные клубы. В связи с этим учет в Республике Марий Эл количества таких туристов и их сегментирование по вышеназванным критериям представляет существенные сложности.
Более 70 процентов туристов, отдающих предпочтение водному туризму, выбирают линейные (65 процентов) или кольцевые (35 процентов) маршруты с целью посещения культурно-исторических достопримечательностей и интересных в природном отношении мест Республики Марий Эл. Для экскурсионно-прогулочных рейсов на маломерных судах и яхтинга потребителям интересны акватории рек Волга, Ветлуга, Сура, доступных весь период навигации, а также рек Большая Кокшага, Малая Кокшага, Илеть, Юшут, Большой Кундыш, Малый Кундыш и др.
Российский круизный рынок отличается значительным количеством предложений (более 700 речных круизных маршрутов) продолжительностью от одного до 26 дней, из которых порядка 450 маршрутов проходят по территории Республики Марий Эл. Средняя продолжительность речных круизных маршрутов составляет 7 - 8 дней и варьируется в зависимости от предложений конкретных круизных компаний - от 5 - 6 дней в компаниях "Гама" и "Мостурфлот", до 9 - 12 дней в компаниях "Инфофлот" и "Водоходъ". Средняя продолжительность экскурсионно-прогулочных маршрутов и яхтинг туров в Республике Марий Эл составляет 1 - 2 дня, а сплавов по рекам Республики Марий Эл - от 1 до 7 дней.
При уровне дохода среднестатистического "водного" туриста в размере 52 300 рублей средняя стоимость речных круизных маршрутов, проходящих через Республику Марий Эл, составляет 54 600 рублей, стоимость водных экскурсионно-прогулочных маршрутов колеблется от 1 500 до 2 900 рублей, активных водных маршрутов (сплавов по рекам) - от 1 700 до 7 300 рублей, яхтинг-туров и однодневных водных яхтинг-прогулок - от 2 500 до 5 900 рублей.
Для Республики Марий Эл наиболее приоритетными направлениями работы с целевой аудиторией потребителей услуг водного туризма являются: