Действующий

Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов



I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2022 год и первое полугодие 2023 года


2022 год стал годом новых вызовов не только для Республики Коми, но и для всей Российской Федерации. Вместе с тем проводимая в стране ответственная макроэкономическая политика позволила сохранить финансовую стабильность республики и страны в целом.


Основные задачи бюджетной и налоговой политики Правительству Республики Коми удалось выполнить, в том числе обеспечить сбалансированность бюджетной системы региона и финансирование всех социальных расходов в полном объеме.


Завершение 2022 года с профицитом позволило республике сократить объем государственного долга Республики Коми на 1,8 млрд рублей. На 1 января 2023 года он составил 32,6 млрд рублей, или 30,3% от налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, проведена оптимизация структуры государственного долга республики, и более дорогие коммерческие заимствования заменены бюджетными кредитами из федерального бюджета. Это позволило снизить расходы на обслуживание государственного долга Республики Коми, которые в 2022 году составили 1 млрд рублей при утвержденном объеме в 2,6 млрд рублей. В результате по итогам 2022 года Минфином России республика отнесена к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости. Объем государственного долга Республики Коми на 1 июля 2023 года составил 33,1 млрд рублей.


В целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми продолжается реализация одноименной Программы оздоровления. Совокупный бюджетный эффект по итогам исполнения ее мероприятий в 2022 году составил 1,6 млрд рублей (108% от планового значения), а установленные на 1 июля 2023 года значения выполнены на 26,9% (0,4 млрд рублей).


В консолидированном бюджете Республики Коми объем безвозмездных поступлений по сравнению с прошлым годом вырос на 3,2 млрд рублей, или на 16,5%, и составил 22,9 млрд рублей. При этом в республиканском бюджете безвозмездные поступления составили 20 млрд рублей или 15%. Основной объем увеличения (2,4 млрд рублей) приходится на безвозмездные поступления от государственных организаций, из которых порядка 2 млрд рублей составляет рост поступлений от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Рост поступлений из федерального бюджета составил 0,5 млрд рублей, в том числе за счет увеличения субсидий на 3,2 млрд рублей и снижения иных межбюджетных трансфертов на 2,7 млрд рублей. Вместе с тем безвозмездные поступления из республиканского бюджета составили 35,2 млрд рублей, или 71% от общего объема доходов муниципальных бюджетов.


Республика Коми как и в предыдущие годы обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. В 2022 году с территории Республики Коми было собрано 526,5 млрд рублей налоговых доходов, что на 155,1 млрд рублей, или в 1,4 раза, больше поступлений 2021 года.


Доля консолидированного бюджета Республики Коми в общем объеме налогов, собранных с территории республики и администрируемых налоговыми органами, составила 23,1%, или 121,7 млрд рублей. Увеличение объема поступлений по сравнению с предыдущим годом составило 22,7 млрд рублей, или 22,9%. При этом в республиканский бюджет поступило 109,7 млрд рублей.


Доля поступления налогов с территории республики в федеральный бюджет в 2022 году соответственно увеличилась по сравнению с прошлогодним уровнем на 3,6 процентных пункта и составила 76,9%, что обусловлено в основном увеличением поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в связи с ростом ставок налога, связанным с ростом цены на нефть и увеличением курса доллара к рублю.


В год геополитических противоречий объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики сложился под влиянием следующих основных факторов:


введение экономических и финансовых санкций западными странами;


рост цены на нефть марки "Urals", курса доллара по отношению к рублю;


снижение экономического потенциала страны вследствие разрыва устоявшихся хозяйственных связей.


Тем не менее поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми в 2022 году составило 122,0 млрд рублей и по сравнению с уровнем 2021 года увеличилось на 23,0 млрд рублей, или на 23,3%. При этом доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 94,1%.


Основными источниками формирования налоговых доходов по-прежнему остаются налог на прибыль организаций (42,5%), налог на доходы физических лиц (26,3%), налоги на имущество (22,7%).