(с изменениями на 20 августа 2024 года)
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.08.2024 N 558)
В целях поддержания видового баланса охотничьих ресурсов в экосистемах наряду с увеличением ресурсного потенциала в Кемеровской области - Кузбассе Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Охрана, защита, воспроизводство и использование объектов животного мира Кузбасса".
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса (по агропромышленному комплексу и развитию сельских территорий) Ильина Д.П.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса -
председатель Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
И.В.СЕРЕДЮК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "ОХРАНА, ЗАЩИТА, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА КУЗБАССА"
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.08.2024 N 558)
Кемеровская область - Кузбасс является наиболее густонаселенным и промышленно развитым регионом на территории Западной Сибири. Площадь охотничьих угодий Кемеровской области - Кузбасса составляет 7 624,8 тыс. га, из них 5 554,5 тыс. га передано в долгосрочную аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для ведения охотничьего хозяйства, что составляет 72,8% от общей площади охотничьих угодий. На территории Кемеровской области - Кузбасса осуществляют свою деятельность в сфере охотничьего хозяйства 30 охотпользователей, в том числе 17 некоммерческих общественных организаций (общества охотников и рыболовов), 13 коммерческих организаций. Площадь общедоступных охотничьих угодий - 2 070,3 тыс. га, что составляет 27,2% от общей площади угодий.
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.08.2024 N 558)
Животный мир Кемеровской области - Кузбасса богат и разнообразен. Объекты животного мира, обитающие на территории Кемеровской области - Кузбасса, составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, обеспечивают ее биологическое разнообразие. На территории Кемеровской области - Кузбасса обитает около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих, более 300 видов птиц и 42 вида рыб.
В настоящее время на территории Кемеровской области - Кузбасса определился ряд проблемных вопросов, требующих разрешения при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации. Первостепенными среди них являются недостаточный уровень федерального и областного финансирования, недостаточное количество государственных инспекторов в муниципальных округах, слабое обеспечение транспортными средствами и средствами связи. Также немаловажной проблемой является сокращение и ухудшение среды обитания объектов животного мира, вызванные развитием угледобычи открытым способом, интенсивной вырубкой лесов. Развитие сельского хозяйства, вырубка лесов, отходы и выбросы основных отраслей промышленности - угледобычи, черной металлургии, химического производства, машиностроения и металлообработки, неорганизованная рекреация приводят к высокой степени антропогенной и техногенной нагрузки на природные экосистемы. Немаловажной является проблема действующей системы охраны и воспроизводства объектов животного мира в современных условиях в сферах охоты и ведения охотничьего хозяйства, отставание правового и экономического механизмов, устанавливающих ответственность за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, от уровня современных природоохранных требований.
Охота и охотничье хозяйство - это особые формы хозяйственной и рекреационной деятельности, компоненты системы комплексного природопользования, эффективные инструменты охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания.
На территории Кемеровской области - Кузбасса насчитывается около 80 видов охотничьих ресурсов, из них 35 видов постоянно обитают на территории Кемеровской области - Кузбасса. Из общего числа видов, обитающих в Кемеровской области - Кузбассе, по 57 видам ведется мониторинг численности. Учет количества диких животных в охотничьих хозяйствах и на общедоступных охотничьих угодьях Кемеровской области - Кузбасса необходим для планирования их устойчивого, рационального использования и воспроизводства, поэтому необходимо иметь достоверные сведения о численности охотничьих животных. Занижение численности приведет к недоиспользованию запасов животных и бесцельной их гибели от голода и болезней, а чрезмерное завышение обусловит уничтожение маточного поголовья, что также приведет к резкому снижению численности животных в последующие годы.
В связи с этим для устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия необходимо наладить систему регулярных наблюдений за численностью, распространением и размещением в среде обитания всех видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Кемеровской области - Кузбасса, а также за состоянием среды их обитания.
По данным учетных работ, проводимых Департаментом по охране объектов животного мира Кузбасса (далее - Департамент ООЖМ Кузбасса), на 2024 год количество особей основных видов охотничьих ресурсов составляет: медведь - 3 410, косуля - 11 419, марал - 1 559, лось - 8 122, кабан - 525, заяц-беляк - 30 593, соболь - 9 164, бобр - 22 080, лисица - 3 023, барсук - 15 227.
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.08.2024 N 558)
На основании учетных работ в соответствии с нормативами изъятия ежегодно производится утверждение лимитов добычи охотничьих ресурсов. Неполное освоение лимитов, в частности медведя, приводит к увеличению их численности, которая наносит ущерб сельскому и лесному хозяйству, создает угрозу для жизни и здоровья людей (имеют место случаи нападения медведей на людей и сельскохозяйственных животных; высокая численность лисицы создает условия для возникновения бешенства и чумы плотоядных).
На территории Кемеровской области - Кузбасса пользование охотничьими ресурсами осуществляют 30 юридических лиц. Пользование осуществляется на основании долгосрочных лицензий, выданных в период с 1999 по 2010 год, и договоров на пользование объектами животного мира, которые в настоящее время не в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере охраны и использования объектов животного мира. Юридические лица - охотпользователи представлены некоммерческими и коммерческими организациями.
Практика показала, что коммерческие организации более эффективно осуществляют ведение охотничьего хозяйства, используют современные методы, вкладывают значительные средства в охотхозяйственные, биотехнические и воспроизводственные мероприятия, активно борются с браконьерством. Охотпользователи - общественные организации недостаточно эффективно используют охотничьи ресурсы, плохо осуществляют их охрану, биотехнические и воспроизводственные мероприятия проводятся на низком уровне.
В связи с этим в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство, повышения его эффективности, снижения браконьерства и, как следствие, увеличения численности охотничьих ресурсов была проведена работа по заключению охотхозяйственных соглашений. Данная мера позволит повысить ответственность нерадивых охотпользователей, более эффективно осуществлять ведение охотничьего хозяйства, а также повысить численность охотничьих ресурсов в целом по Кемеровской области - Кузбассу.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире" органам государственной власти субъекта Российской Федерации переданы следующие полномочия Российской Федерации в области охраны и использования водных биологических ресурсов:
организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира;
установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
установление на территории субъекта Российской Федерации ограничений пользования животным миром, за исключением ограничений охоты и рыболовства, ограничений пользования животным миром на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами;
ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и государственного кадастра объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
организация и регулирование промышленного, любительского рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб; предоставление рыболовных участков;
охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
При осуществлении полномочий в части охраны и использования водных биологических ресурсов также возникает ряд проблем. Главной из них является недостаточное финансирование осуществления указанных полномочий за счет средств федерального бюджета.
Ввиду морозных зим и мощных снегопадов на водоемах Кемеровской области - Кузбасса складывается сложная ситуация по насыщенности воды кислородом и кислородному голоданию ихтиофауны. Толстый лед на водоемах и высокий снежный покров не пропускают кислород в водоемы. Водные растения отмирают, начинается процесс гниения, при котором из воды забирается кислород, выделяются опасные для жизни водных обитателей продукты гниения - метан и сероводород. В этот период в водоеме начинается замор.
Одним из важнейших видов борьбы с заморами является проведение мелиоративных работ, направленных на создание гидрохимических условий, необходимых для жизни рыб, т.е. поддержание необходимого количества кислорода, растворенного в воде. Поэтому необходимо создавать благоприятный кислородный режим путем выполнения таких мероприятий, как аэрация водоемов, рубка прорубей, бурение лунок. Также немаловажной проблемой является загрязнение береговой полосы водных объектов мусором. С целью привлечения населения к сохранению водных биологических ресурсов, а также недопущения истощения запасов рыбных ресурсов необходимо проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации (разъяснение законодательства о рыболовстве, обсуждение вопросов развития и проблем рыболовства в Кемеровской области - Кузбассе).
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора" и от 25.08.2008 N 643 "О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается" Департамент ООЖМ Кузбасса проводит конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, а на основании протокола заседания рыбохозяйственного совета Департамент ООЖМ Кузбасса заключает договоры пользования водными биологическими ресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, общий допустимый улов которых не устанавливается.
В настоящее время на территории Кемеровской области - Кузбасса функционируют 20 государственных природных заказников регионального значения и 5 памятников природы: "Кузедеевский", п. Кузедеево, Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса, "Сосна сибирская", г. Березовский Кемеровской области - Кузбасса, "Чумайский Бухтай", с. Чумай, Чебулинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса, "Костенковские скалы", п. Костенково, Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса, "Артышта", Беловский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса.
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.08.2024 N 558)
Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) являются традиционной и наиболее эффективной формой сохранения ландшафтного и биологического разнообразия и одним из направлений государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
Основу действующей системы ООПТ составляют государственные природные заказники, на которые возложена задача по сохранению биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса, в том числе охрана и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, охрана мест их обитания, сохранение и восстановление численности редких и исчезающих видов животного и растительного мира, а также поддержание целостности устоявшихся экосистем и охраны типичных ландшафтов.