Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)
Группа | Количество муниципальных образований | Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала |
1 | 2 | 3 |
V Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация | 5 | 1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения; 2. Приведение штатного расписания в соответствии с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи; 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника; 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров; 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи; 6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом; 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Пермского края; 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
IV Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация | 13 | 1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов; 2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи; 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника; 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров; 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи; 6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Пермского края; 7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
III Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Пермского края | 15 | 1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров; 2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом; 3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности; 4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника; 5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров; 6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи; 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Пермского края; 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
II Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей | 7 | 1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников; 2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55-60%; 3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации; 4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности; 5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника; 6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов; 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Пермского края; 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
I крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей | 3 | 1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования в полностью готовом виде для заселения. 2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы 2020 - 2024). 3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для медицинских сотрудников, прибывающих в территории. 4. Обеспечение адресной поддержки медицинских сотрудников (приоритетное право приема детей в дошкольные образовательные учреждения, содействие местной администрации в вопросах бытового характера). 5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории. 6. Жесткий и постоянный контроль Министерства здравоохранения Пермского края области программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров. 7. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления. 8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55-60%; 9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности; 10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника; 11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Пермского края; 12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
2. Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Пермского края; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Пермского края, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Пермского края; проведение организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Пермского края на протяжении последних 6 лет характеризуется кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
особенности половозрастного состава населения;
уровень и структура заболеваемости населения;
уровень и структура смертности населения;
географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.
Совместно с ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность врачей на 2020 год - 723 человека, из них, врачи-рентгенологи - 43 человека, врачей-оториноларингологов - 18, врачей-педиатров участковых - 84, врачей-терапевтов-участковых - 276, врачей общей практики (семейные) - 21, врачей-дерматовенерологов - 15, врачей-психиатров - 21, врачей-фтизиатров - 34, врачи ультразвуковой диагностики - 21 человек, врачей-хирургов - 9, врач-эндокринолог детский - 8 человек), и врачей скорой медицинской помощи - 3 человека.
Сложившееся положение приводит к превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными у врачей - рентгенологов, врачей-фтизиатров, врачей-терапевтов-участковых, врачей-педиатров-участковых, врачей-хирургов, врачей-онкологов. Нагрузка на 1 должность ниже установленного норматива - врачей-акушеров-гинекологов.
Потребность в среднем медицинском персонале на 2020 год составляет 843 специалиста с учетом возрастной нагрузки, в частности: фельдшеры - 67 человек, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 263 человека, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 91 человек.