Действующий

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы"



I. Оценка текущего состояния сферы образования и науки в Республике Татарстан


Государственная программа Республики Татарстан "Развитие образования и науки в Республике Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на обеспечение высокого качества образования в Республике Татарстан в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики Республики Татарстан и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.


Важнейшим приоритетом образовательной политики Республики Татарстан в сфере образования является реализация комплексных мер по обеспечению доступности и качества образования.


В целях формирования условий для получения качественного общего образования в Республике Татарстан существует необходимость обеспечения возможности организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасности и комфортности условий их осуществления.


Обучение в две смены не позволяет качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся, качественного предоставления услуг дополнительного образования детей. Следует заметить, что в Республике Татарстан отсутствуют школы, ведущие занятия в три смены.


Общеобразовательная организация должна иметь все виды благоустройства, необходимые для обеспечения образовательной и административно-хозяйственной деятельности: учебные помещения (в том числе современные предметные кабинеты, лаборатории, учебные мастерские), информационно-библиотечные, спортивные помещения, помещения для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций, а также помещения для организации питания, медицинского назначения, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.


В Республике Татарстан в 2022/2023 учебном году функционируют 1 410 общеобразовательных организаций, в том числе 1 319 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 53 школы и школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 санаторные школы-интерната, 1 школа для детей с девиантным поведением, 10 вечерних школ, 23 частные школы, 1 школа Министерства культуры Республики Татарстан и 1 школа Министерства спорта Республики Татарстан (в 2021/2022 учебном году - 1 411 организаций). В них обучаются 486 615 человек (в 2021/2022 учебном году - 468 933 человека), трудятся 36 600 педагогических работников, в том числе 32 012 учителей. Вместе с тем в 192 школах занятия организованы в две смены (в предыдущем году - в 184 школах республики).


В 2022/2023 учебном году в структуре дневных общеобразовательных организаций (без учета вечерних, частных школ и школ, не подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан) доля начальных школ составляет 6,9 процента (97 школ), в них обучаются 0,9 процента (4 185 человек) от общего числа обучающихся. Из общего числа начальных школ 88,7 процента (86 школ) приходится на сельскую местность.


В Республике Татарстан функционирует 1 984 образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, из них 1 592 дошкольные образовательные организации, 284 школы, имеющие в своей структуре дошкольные группы. В них воспитываются более 210 тыс. детей дошкольного возраста.


В целях обеспечения детей услугами дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в республике развиваются вариативные формы дошкольного образования. Так, функционируют 10 семейных дошкольных групп на базе многодетных семей, в них воспитывается 31 ребенок.


Пользуются спросом среди населения организованные в детских садах группы кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, раннего развития детей, по подготовке к школе), которые охватывают около 2 тыс. детей.


В Республике Татарстан на конец 2022 года функционировало 260 образовательных организаций дополнительного образования детей систем образования и культуры, в которых занимаются 223,2 тыс. человек; 6 негосударственных организаций дополнительного образования детей, в которых занимаются около 2,2 тыс. человек.


Около 200 тыс. детей занимаются в кружках при общеобразовательных организациях. Охват детей в возрасте 5 - 18 лет дополнительным образованием составляет 85,3 процента.


В системе дополнительного образования детей заняты около 6,2 тыс. педагогических работников, в том числе в системе образования - около 3,5 тыс. человек, в системе культуры - около 2,7 тыс. человек, в негосударственных организациях - 40 человек (без учета внешних совместителей).


В Республике Татарстан функционирует 99 профессиональных образовательных организаций (из них 87 государственных и 11 негосударственных).