Особенностью Республики Татарстан являются полиэтничность и поликонфессиональность населения. В Республике Татарстан проживают представители 175 национальностей. Общественное развитие Татарстана характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на его территории народов.
В эпоху нарастания глобализации, нивелирования культурных границ актуализируется вопрос сохранения и развития национальной самобытности, языка и культурного наследия.
Развитие средств массовой коммуникации оказывает весомое влияние на языковые процессы. Преодоление коммуникационных границ с развитием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", мультимедийных средств информации расширяет функциональную сферу языков и усиливает их инструментальную роль: на лидирующие позиции выходят новые прорывные технологии. Осознавая это, в Республике Татарстан проводится работа по созданию интерактивных проектов на татарском языке: по локализации современных операционных систем, созданию электронного корпуса татарского языка, виртуальной клавиатуры, а также словарей для мобильных операционных систем. В то же время требуется постоянное совершенствование проводимой работы с учетом развития технологий.
Анализ состояния научно-фундаментальных исследований в области гуманитарных наук, в частности языкознания, указывает на недостаток фундаментальных трудов теоретического характера, которые учитывали бы в полной мере новейшие достижения отечественной, мировой лингвистики, а также татарского языкознания. Важными задачами являются повышение качественного уровня исследований в области русской и татарской филологии, внедрение их результатов в деятельность научных и образовательных организаций Республики Татарстан. Сохраняет свою актуальность использование татарского языка в сфере науки, в том числе в части написания квалификационных работ на присуждение академической или ученой степени.
Важной задачей является сохранение памятников письменной культуры (консервация, реставрация), оцифровка рукописей и старопечатных книг из библиотек и архивохранилищ Республики Татарстан. Необходимо продолжить работу по выявлению и возвращению письменных памятников татарского языка, хранящихся в зарубежных архивах, обеспечению доступа к данным материалам исследователей и широкой общественности.
Основополагающими целевыми ориентирами в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года являются укрепление общероссийского гражданского самосознания, сохранение и развитие этнокультурного многообразия, гармонизация национальных и межнациональных отношений. В Республике Татарстан традиционно уделяется особое внимание укреплению общероссийской гражданской и татарстанской идентичности, трансляции культурных и языковых традиций, воспитанию любви к родному языку и духовному наследию у подрастающего поколения и формированию этнической идентичности. Неизменный интерес к лагерям речевой направленности, профильным сменам, конференциям и олимпиадам на родных языках свидетельствует, что данное направление работы востребовано и требует продолжения. Необходимо также поощрение инициатив общественных организаций, создание новых современных молодежных и детских проектов.
Во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан функционируют структурные подразделения органов государственной власти и органов местного самоуправления, к функциям которых отнесены вопросы реализации законодательства о государственных языках Республики Татарстан и государственной программы Республики Татарстан "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан).
Уделяется большое внимание паритетному соотношению аудиовизуальной информации на государственных языках Республики Татарстан в сфере государственного и муниципального управления, инфокоммуникационной сфере и сфере услуг.
Ключевым направлением государственной программы Республики Татарстан является сохранение образовательного пространства для развития языков и культур в условиях межкультурной интеграции (поликультурной среды) и формирование полилингвальной, гармоничной толерантной личности, обладающей широким кругозором и объемным багажом знаний, обеспечивающим конкурентоспособность в современном мире. В республике созданы условия для обучения на родном языке и изучения родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан. В частности, в общеобразовательных организациях Республики Татарстан изучаются семь родных языков: русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, иврит, а также ведется обучение и воспитание на пяти родных языках. Расширению возможностей реализации этнокультурных потребностей населения способствует система дополнительного образования Республики Татарстан. В 46 центрах дополнительного образования (воскресных школах) изучаются 23 языка представителей народов, проживающих в Республике Татарстан.
Важной задачей является совершенствование методик и технологий обучения, обновление учебно-методических комплектов, внедрение информационных технологий, обеспечение коммуникативной составляющей обучения, разработка мультимедийного контента обучения языкам.
В целях совершенствования методик и технологий преподавания родных языков и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Академией наук Республики Татарстан, Институтом развития образования Республики Татарстан разработаны примерные образовательные программы по учебным предметам "Государственный язык Республики Татарстан - татарский язык", "Родной язык", "Родная литература", "Литературное чтение на родном языке" для 1 - 11 классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан.
На базе Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан разработаны учебно-методические комплекты нового поколения по предмету "Родной язык (татарский)" для 1 - 4 классов, ориентированные на развитие у учащихся коммуникативных компетенций с учетом разного уровня владения татарским языком: базовый уровень для обучающихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан с русским языком обучения, углубленный - для обучающихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан с родным (татарским) языком обучения.
В целях обеспечения населения литературой на родном языке фонды городских и сельских библиотек ежегодно пополняются литературой на языках народов, проживающих в Республике Татарстан. Доля национальной литературы на языках народов Российской Федерации в составе фондов общедоступных библиотек составляет свыше 26 процентов, что является одним из лучших показателей по стране. Осуществляется издательская деятельность на языках народов, проживающих в Республике Татарстан. С целью сохранения памятников письменной культуры и обеспечения доступа к данным материалам исследователей и общественности продолжена работа по созданию электронной информационной базы письменного наследия русского и татарского народов "Книга" - "Китап" при Национальной библиотеке Республики Татарстан.
Самым главным достижением, показателем эффективности языковой политики является, безусловно, поддержание сложившейся атмосферы конструктивного взаимодействия языков, устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального народа Татарстана. Их объективному изучению и внесению своевременных коррективов в реализуемые мероприятия способствует проведение мониторинга этноязыковой ситуации в Республике Татарстан.