ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2023 года N 522-п


О реализации Модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Омской области в 2024 году

(с изменениями на 15 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 28.12.2023 N 748-п, от 15.02.2024 N 65-п)




В целях реализации в 2024 году на территории Омской области Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 895 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе", Правительство Омской области постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Омской области от 15.02.2024 N 65-п)


1. Утвердить прилагаемую Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Омской области (далее - Модель).


2. Министерству труда и социального развития Омской области совместно с Министерством здравоохранения Омской области обеспечить реализацию в 2024 году мероприятий, предусмотренных Моделью.


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 15.02.2024 N 65-п)


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра труда и социального развития Омской области В.В. Куприянова.



Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
В.П.Хоценко



Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 28 сентября 2023 г. N 522-п



МОДЕЛЬ
 системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Омской области

(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 28.12.2023 N 748-п, от 15.02.2024 N 65-п)




I. Основные положения


1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее соответственно - система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе), на территории Омской области (далее - Модель) разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 895 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" (далее - приказ Минтруда России N 895), а также с учетом распоряжения Правительства Омской области от 28 декабря 2023 года N 321-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Омской области в 2024 году" (далее - распоряжение Правительства Омской области N 321-рп).


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 15.02.2024 N 65-п)


Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.


2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Омской области.


3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий - участники специальной военной операции.


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 15.02.2024 N 65-п)


4. В Модели используются следующие понятия:


1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;


2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;


3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;


4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;


5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;


6) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.


5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ, и Модели соответственно.



II. Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода


6. Цели системы внедрения долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.


7. Задачи внедрения системы долговременного ухода:


1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;


2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;


3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;


4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;


5) организация оказания содействия гражданам, осуществляющим уход;


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 15.02.2024 N 65-п)


6) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;


7) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;


8) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода.



III. Участники системы долговременного ухода


8. Участниками системы долговременного ухода являются:


1) уполномоченные органы - Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Министерство труда) и его территориальные органы, Министерство здравоохранения Омской области;


2) уполномоченные организации - находящиеся на территории Омской области:


- бюджетные учреждения Омской области - комплексные центры социального обслуживания населения, определенные распоряжением Правительства Омской области N 321-рп (далее - поставщики социальных услуг);


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 15.02.2024 N 65-п)


- медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;


- региональные и территориальные координационные центры, созданные в организациях, подведомственных Министерству труда, не являющихся поставщиками социальных услуг;


3) работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;


4) граждане, осуществляющие уход;


5) граждане, нуждающиеся в уходе.



IV. Принципы работы в системе долговременного ухода


9. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:


1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;


2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;


3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»