Государственная политика Пермского края в сфере региональной информатизации, информационно-коммуникационных технологий, связи и технической защиты информации формируется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Пермского края.
Распоряжением Правительства Пермского края от 18 августа 2022 г. N 294-рп "Об утверждении Стратегии цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Пермского края на период до 2024 года и плановый период до 2030 года" (далее - Стратегия) были определены приоритетные направления цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Пермского края на период до 2024 года и плановый период до 2030 года. Реализация проектов цифровизации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Пермского края направлена на достижение нового качества жизни населения, обеспечение устойчивости развития Пермского края и вхождение его в числе лидеров в цифровой и экономической сферах. Достижение высокого уровня цифровой трансформации региона характеризуется интегральным показателем цифровой зрелости, по расчетам которого по итогам 2022 года Пермский край находится на 18-м месте среди субъектов Российской Федерации.
Пермский край один из лидеров среди субъектов Российской Федерации по количеству отраслей, включенных в Стратегию: запланирована реализация проектов в 18 отраслях. К основным отнесены 6 отраслей, в числе которых государственное управление, образование, транспорт и логистика, здравоохранение, городская среда и ЖКХ, социальная сфера. Полный перечень отраслей, охваченных цифровизацией в Пермском крае, зафиксирован действующей редакцией Стратегии. Отрасли Стратегии сгруппированы по 4 основополагающим направлениям развития региона: "Социальное государство", "Жизненное пространство", "Гармоничное развитие личности", "Индустрия 4.0 (реальный сектор экономики)".
Основой процессов цифровизации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Пермского края является формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечение импортонезависимости, оказания услуг связи на территории Пермского края, а также использование сквозных цифровых решений с технологиями искусственного интеллекта и аналитики больших данных (Big Data).
По итогам реализации государственной программы Пермского края "Развитие информационного общества" (далее - государственная программа) в отрасли информационные технологии к концу 2022 года все населенные пункты Пермского края с населением не менее 250 человек были обеспечены услугами подвижной радиотелефонной связи, доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Охват услугами подвижной радиотелефонной связи малых населенных пунктов Пермского края с численностью жителей от 100 до 500 человек составил 95,1%, услугами доступа к сети "Интернет" составил 63,9%. По состоянию на 2022 год все социально значимые объекты Пермского края (медицинские, образовательные организации, организации системы социального развития и содействия занятости населения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, подведомственные им организации) обеспечены широкополосным доступом к сети "Интернет". В целях обеспечения устойчивой связи на участках региональных и межмуниципальных автомобильных дорог на территории Пермского края реализация мероприятий по ликвидации "белых пятен", на которых недоступны услуги связи, позволила покрыть связью 93,31% обозначенных автомобильных дорог.
В информационно-телекоммуникационной инфраструктуре Пермского края с целью обеспечения информационной безопасности используются отечественные средства защиты информации, в том числе антивирусной защиты, защиты от несанкционированного доступа, криптографической защиты информации, межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, резервного копирования информации, анализа уровня защищенности, управления инцидентами и событиями информационной безопасности. В 2022 году завершена процедура импортозамещения средств защиты информации в центре обработки данных Правительства Пермского края, получен аттестат соответствия требованиям информационной безопасности, выполнена установка свыше 9 тысяч комплектов средств защиты в сегменте Единой информационной системы здравоохранения Пермского края (далее - ЕИСЗ ПК), а также на автоматизированных рабочих местах пользователей единой защищенной информационно-телекоммуникационной сети Пермского края. Доля расходов на закупку отечественного программного обеспечения от общих расходов по итогам 2022 года составила 99,88%.
В отрасли государственного управления с целью цифровизации процессов предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения функций, стимулирования граждан к получению услуг в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ), создаются доступные высококачественные персонализированные цифровые жизненные сервисы, включая весь спектр государственных и муниципальных услуг, которые будут предоставляться проактивно, автоматически, дистанционно, в комфортном режиме для человека. В 2022 году на ЕПГУ обеспечена активация 17 массовых социально значимых услуг, таким образом, к концу года общее количество доступных массовых социально значимых услуг в электронном виде достигло значения 86 единиц. При этом доля массовых социально значимых услуг, доступных для жителей Пермского края в электронном виде в 2022 году составила 100%. В рамках повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения принципов клиентоцентричности в региональном центре оптимизации государственных и муниципальных услуг Пермского края на базе государственного бюджетного учреждения Пермского края "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" проводится работа по оптимизации процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, сокращается клиентский путь заявителей и сроки оказания услуг. По итогам 2022 года сокращено регламентное время предоставления массовых социально значимых услуг в электронной форме на 10,9%.
Для оказания жителям региона государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по итогам 2022 года в Пермском крае обеспечено функционирование 54 филиалов и 211 территориально обособленных структурных подразделений сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), оказано более 3 млн государственных и муниципальных услуг, среднее время ожидания в очереди составило 5,34 минуты. МФЦ оказывают более 1 тыс. видов услуг, самыми востребованными из которых у населения остаются услуги Росреестра - более 30% от общего количества услуг, оказываемых МФЦ.
Для обеспечения возможности любому жителю Пермского края лично принять участие в жизни и развитии региона функционирует Единая краевая автоматизированная система Открытого Правительства Пермского края ("Управляем вместе"), которая обеспечивает взаимодействие жителей с органами власти с помощью получения цифровой обратной связи. За последние годы обозначенная информационная система стала одним из главных каналов взаимодействия жителей Пермского края с органами власти. К концу 2022 года в информационной системе зарегистрировано более 170 тысяч пользователей. За время работы портала опубликовано более 183 тысяч сообщений, а среднее время подготовки ответа на сообщение составляет менее 8 рабочих дней. С помощью информационной системы решено более 85% признанных проблемных ситуаций, возникших в 2022 году.
В число проектов цифровизации отрасли государственного управления включены проекты, предусматривающие снижение трудозатрат государственных органов при выполнении рутинных операций, в том числе за счет внедрения сервисов интерактивных помощников. Для перевода в электронную форму документооборота в Пермском крае развивается автоматизированная информационная система "Система электронного документооборота Пермского края" (далее - СЭД ПК). В настоящее время все исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, подведомственные им организации осуществляют работу с использованием СЭД ПК. Электронные документы подписываются квалифицированной электронной подписью и имеют юридическую силу, аналогичную документам на бумажных носителях. К концу 2022 года в СЭД ПК работают более 1,8 тысяч органов и организаций и более 23 тысяч пользователей. По итогам 2022 года доля юридически значимого документооборота в электронной форме в Пермском крае составила 100%.
В отрасли образования продолжается работа по оснащению компьютерной техникой с предустановленным программным обеспечением и поставке технических средств для создания и функционирования автоматизированных рабочих мест в общеобразовательных организациях Пермского края. Для образовательных организаций региона функционирует автоматизированная информационная система "Электронная Пермская Образовательная Система" (далее - ЭПОС), обеспечивающая доступ к передовым образовательным программам, внедряющая индивидуальные подходы к обучению, обеспечивающая формирование цифрового образовательного следа по всем уровням образования. В настоящее время ЭПОС внедрена в 100% общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в Пермском крае. По итогам 2022 года 87,2% учащихся предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося, доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля, составляет 99,1%. В ЭПОС зарегистрировано более 37 тыс. сотрудников, 465 тыс. детей, 427 тыс. родителей, доля просмотра электронных дневников родителями и учащимися ежемесячно составляет 85%.
В отрасли транспорта и логистики созданы и развиваются информационные системы, обеспечивающие повышение связности и удобства транспортной системы для жителей, повышение качества управления и планирования, безопасности на транспорте и безопасности дорожного движения, формирование механизмов общественного контроля реализации мероприятий в сфере выполнения дорожных работ, строительства и содержания автомобильных дорог, обеспечения развития дорожного хозяйства, осуществление контроля и управления пассажирскими перевозками, вывозом медицинских отходов, диспетчеризации работы служб эвакуации, информирование населения в режиме реального времени о работе транспортных средств на территории региона. По итогам 2022 года с использованием единой автоматизированной системы оплаты проезда и учета пассажиропотока на маршрутах регулярных перевозок Пермского края ежедневно совершаются более 500 тысяч транзакций по оплате проезда в день, 150 тысяч раз в месяц жители пополняют балансы транспортных карт, выпущено более 60 тысяч электронных социальных проездных документов, более 200 тысяч городских проездных документов, обрабатываются данные 1,5 тысяч транспортных средств. В региональную навигационно-информационную систему Пермского края на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS поступают данные от более 2,6 тысяч транспортных средств на территории Пермского края, также системой передаются данные по движению межмуниципальных и пригородных автобусов (204 маршрута) на публичные карты для предоставления информации жителям Пермского края. С использованием автоматизированной информационной системы "Таксомотор Пермского края" в 2022 году выдано 158 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края.
В отрасли здравоохранения продолжается работа по оснащению организаций здравоохранения компьютерной техникой с предустановленным программным обеспечением и поставке технических средств для создания и функционирования автоматизированных рабочих мест. Вся приобретаемая техника имеет необходимые средства защиты для работы с ЕИСЗ ПК. Централизованное техническое сопровождение ЕИСЗ ПК (более 30 тысяч пользователей) позволило освободить от выполнения несвойственных функций медицинские организации, повысить уровень контроля за качеством оказываемых услуг. В 2022 году Пермский край в числе первых регионов завершил работу по организации информационного взаимодействия с использованием витрины данных в целях предоставления государственной услуги "Запись на прием к врачу" посредством ЕПГУ. В качестве отраслевой "витрины" данных для целей анализа и принятия управленческих решений региональными органами управления здравоохранения внедрена Информационно-аналитическая система мониторинга здравоохранения Пермского края. По итогам 2022 года 64,7% граждан доступны врачебные назначения (рецепты) в форме электронного документа, в том числе посредством ЕПГУ, 73,8% медицинских организаций осуществляют централизованную обработку и хранение в электронном виде результатов диагностических исследований.
Внедрение государственной информационной системы "Комплексное благоустройство Пермского края" отрасли развитие городской среды позволило сформировать более 34 тысяч паспортов многоквартирных домов, дорог, дворовых и общественных территорий, создать единый реестр многоквартирных домов Пермского края, включающий более 21 тысячи объектов, что составляет 90% от общего числа объектов в Пермском крае. Использование данной системы позволяет снизить риск повторного проведения работ на благоустроенных объектах, а также способствует сокращению перерасхода бюджета и цифровой паспортизации региона. В 2022 году в указанной системе реализован механизм проведения заявочной кампании по ремонту дорог, в том числе подключено 100% муниципальных образований Пермского края, на 2023 - 2025 годы с использованием системы подано более 60 заявок муниципалитетов на проектирование и ремонт дорог. Государственная информационная система "Информационное обеспечение и аналитика объектов потребительского рынка Пермского края" предназначена для легализации незаконных объектов, сохранения первозданного облика объектов архитектурного наследия, памятников архитектуры, формирования единого видового пространства, исключающего наличие визуального "мусора" на улицах городов и населенных пунктов региона. По итогам 2022 года в данной систему внесено более 18,6 тысяч законных и незаконных объектов на территории Пермского края.