(с изменениями на 1 декабря 2023 года)
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 01.12.2023 N 1251-п)
В целях реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Ярославской области, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе", в рамках федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" национального проекта "Демография"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Ярославской области.
2. Установить, что реализация модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Ярославской области осуществляется на территории 3 муниципальных образований Ярославской области: г. Ярославль, г. Переславль-Залесский, Гаврилов-Ямский муниципальный район.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
М.Я.ЕВРАЕВ
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ, В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 01.12.2023 N 1251-п)
1.1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Ярославской области (далее - модель) разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, имеющего нарушения психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.
Долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
1.2. Внедрение системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Ярославской области (далее - система долговременного ухода) осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ), Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых Ярославской области.
1.3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, граждане, принимавшие участие в боевых действиях при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции.
1.4. В модели используются следующие понятия:
- система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
- уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
- социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
- социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
- граждане, нуждающиеся в уходе, - граждане 65 лет и старше, инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
1.5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ и моделью. Право на получение социальных услуг и социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в рамках системы долговременного ухода имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или преимущественно проживающие на территории Ярославской области, беженцы.
2.1. Цели внедрения системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
2.2. Задачи внедрения системы долговременного ухода:
- совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
- совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
- совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
- совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
- организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
- создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
- подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
- организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
- обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
- обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
Участниками системы долговременного ухода являются:
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 01.12.2023 N 1251-п)
- уполномоченные органы - министерство труда и социальной поддержки населения Ярославской области, министерство здравоохранения Ярославской области;
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 01.12.2023 N 1251-п)
- уполномоченные организации - находящиеся на территории Ярославской области:
поставщики социальных услуг - организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание;
медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;
региональный координационный центр (далее - РКЦ) на базе государственного казенного учреждения Ярославской области "Социальный координационный центр" и территориальные координационные центры (далее - ТКЦ) на базе органов социальной защиты населения Ярославской области;
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 01.12.2023 N 1251-п)
организации независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
- работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;
- граждане, осуществляющие уход;
- граждане, нуждающиеся в уходе.
4.1. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах: