Формирование информационного общества в настоящее время является одним из необходимых условий для улучшения качества жизни населения Астраханской области, повышения эффективности государственного управления, качества государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронной форме, а также создания условий для успешного социально-экономического развития.
Ключевой составляющей перехода к информационному обществу является формирование и развитие его базовой инфраструктуры, представляющей собой совокупность современных сетей связи, телекоммуникаций и систем электронного правительства, которые включают государственные информационные системы и информационные системы обмена данными для обеспечения непрерывного доступа граждан и организаций к современным технологиям и актуальной информации.
Внедрение электронного правительства является необходимым элементом построения информационного общества. Электронное правительство определяет новый способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и бизнеса на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий.
Для обеспечения конструктивного диалога между гражданами и властью регион активно использует портал исполнительных органов государственной власти Астраханской области (www.astrobl.ru) и интернет-приемную Правительства Астраханской области, выстроенные по принципу открытости информации в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Портал исполнительных органов государственной власти Астраханской области, представляющий единую точку доступа ко всем существующим информационным ресурсам, является одним из наиболее эффективных и современных каналов политической коммуникации, обеспечивающих открытость власти на региональном уровне. Все электронные обращения граждан и организаций регистрируются в единой системе электронного документооборота, которая интегрирована с интернет-приемной портала исполнительных органов государственной власти Астраханской области. Реализация данного процесса сокращает время регистрации обращений граждан и организаций, дает возможность оперативно реагировать на жалобы, заявления и предложения.
Информационные и телекоммуникационные технологии широко используются органами государственной власти в целях повышения качества оказания услуг населению. Без современных электронных технологий невозможно соответствовать запросам и ожиданиям потребителей. Населением региона заказано около 13,9 млн государственных и муниципальных услуг, при этом 11,8 млн государственных и муниципальных услуг оказано в электронной форме, что составляет 84,8% от общего числа услуг, заказанных в регионе. Наиболее востребованными остаются услуги в сфере социального обеспечения, здравоохранения и образования.
В деятельность исполнительных органов Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области активно внедряются новые платформенные решения. В ходе реализации мероприятий регионального проекта "Цифровое государственное управление (Астраханская область)" обеспечено взаимодействие граждан и органов государственной власти посредством использования платформы обратной связи. В настоящее время на платформе обратной связи на территории Астраханской области создано 949 личных кабинетов органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, осуществляющих публично значимые функции.
В регионе успешно реализуются проекты, затрагивающие большинство отраслей экономики региона. В сфере медицины развивается региональная система оказания телемедицинской помощи ведется электронная запись на прием к врачу, в том числе с использованием мобильных устройств формируются электронные медицинские карты, внедряются новые функциональные компоненты "Мониторинг беременных женщин", "Регистр новорожденных детей", в том числе для работы скорой медицинской помощи, позволяющие учитывать принятые вызовы, назначение бригад, фиксацию результатов оказания скорой помощи, предоставлять доступ к электронным картам для врачей скорой помощи, успешно завершены работы по созданию экспериментальной витрины данных "Запись на прием к врачу". В образовательный процесс успешно внедряются дистанционные технологии: активно используются доступные ресурсы "Дневник.ру", медиатеки, ресурсы телешколы.
В сфере социальной поддержки населения Астраханской области используется ведомственная автоматизированная информационная система "Адресная социальная помощь", благодаря которой стали доступны в электронном виде востребованные услуги социальной направленности: назначение государственной социальной помощи, назначение и выплата денежных компенсаций отдельным категориям граждан, прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Организации отрасли связи демонстрируют устойчивую тенденцию к расширению спектра предоставляемых услуг. Операторами отрасли связи оказывается более 80 видов услуг для населения, ежегодно повышается технологичность и качество их предоставления. В Астраханской области зарегистрировано 125 действующих печатных и электронных средств массовой информации.
Перспективными направлениями деятельности отрасли связи на территории Астраханской области являются:
- продолжение строительства сетей широкополосного доступа с использованием оптоволоконного кабеля в муниципальных образованиях Астраханской области;
- продвижение информационных и телекоммуникационных услуг на базе технологий 4G, расширение зон уверенного приема сотовых операторов;
- расширение перечня услуг, оказываемых предприятиями и организациями отрасли связи;
- продолжение участия в проекте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации "Устранение цифрового неравенства" для населенных пунктов с численностью жителей от 100 до 500 человек;