(с изменениями на 5 марта 2024 года)
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2024 N 98-П)
В целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" национального проекта "Демография" по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - модель).
2. Установить, что модель реализуется в 11 муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе (муниципальное образование город Салехард, муниципальное образование город Ноябрьск, городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, городской округ город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальный округ Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальный округ Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальный округ Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальный округ Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальный округ Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа).
(п. 2 в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2024 N 98-П)
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2023 года.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ, В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2024 N 98-П)
1.1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - модель, система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе, автономный округ) разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
1.2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральных законов от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа.
1.3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий - участники специальной военной операции.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2024 N 98-П)
1.4. В модели используются следующие понятия:
1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
6) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
1.5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, и в соответствии с моделью.
2.1. Цели внедрения системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
2.2. Задачи внедрения системы долговременного ухода:
1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
5) организация оказания содействия гражданам, осуществляющим уход;
(пп. 5 в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2024 N 98-П)
6) создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций социального обслуживания;
7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
3.1. Участниками системы долговременного ухода являются:
1) уполномоченные органы:
- департамент социальной защиты населения автономного округа (далее - департамент);
- департамент здравоохранения автономного округа;
- департамент образования автономного округа;
2) уполномоченные организации, находящиеся на территории автономного округа (далее - уполномоченные организации):
- организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг);
- медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (далее - медицинские организации);
- региональные и территориальные координационные центры, созданные в организации, подведомственной департаменту, не являющейся поставщиком социальных услуг (далее - организация, не являющаяся поставщиком социальных услуг);
- организации независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
3) работники уполномоченных организаций, участвующие в оказании социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;
4) граждане, осуществляющие уход;
5) граждане, нуждающиеся в уходе.
4.1. Деятельность уполномоченных органов и уполномоченных организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах: