Для решения задачи по снижению уровня бедности в Сахалинской области создана эффективная система социальной поддержки, предоставляется ряд мер, направленных на увеличение доходов граждан, созданы условия для самостоятельного выхода населения из бедности, изменены подходы к предоставлению мер социальной поддержки.
Одним из действенных механизмов по увеличению доходов семьи является государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Социальный контракт как технология является рыночно-ориентированной и направлена на преодоление социального иждивенчества, так как дает возможность малоимущим гражданам с помощью "стартового капитала" или профессионального потенциала самостоятельно изменить свое материальное положение.
Реализация этой технологии основана на принципах:
- добровольности участия;
- обязательности исполнения условий социального контракта;
- индивидуального подхода при разработке программы социальной адаптации;
- обеспечения персонального подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи именно тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения.
Получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта являются малоимущие семьи, а также малоимущие одиноко проживающие граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
В рамках действия социального контракта, который заключается на срок от трех месяцев до одного года, малоимущим гражданам предоставляется денежная выплата в зависимости от реализации мероприятий программы социальной адаптации.
Основными мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, являются: поиск работы; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
С 2021 года финансовое обеспечение мероприятий по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основе софинансирования расходных обязательств из средств федерального бюджета, что позволило существенно увеличить численность получателей государственной социальной помощи (с 410 контрактов в 2020 году до 873 контрактов в 2022 году).