Цифровая трансформация региональной системы образования - внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере образования, направленных на автоматизацию процессов государственного управления в сфере образования Саратовской области и управления образовательными организациями региона, а также автоматизацию и повышение эффективности оказания государственных услуг.
Цифровая трансформация региональной системы образования в Саратовской области должна быть направлена на достижение целей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и основана на реализации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" и соответствующего регионального проекта.
Цифровая трансформация региональной системы образования должна войти в соответствующие планы стратегического развития и реализовываться в условиях проектного управления. Целесообразной является не только координация с действующими документами стратегического планирования, но и разработка отраслевой стратегии цифрового развития с формированием на ее основе дорожной карты по цифровому развитию. Цели цифровой трансформации системы образования должны соответствовать потребностям региона, образовательных организаций, педагогических работников, обучающихся и их родителей.
Модернизация инфраструктуры позволит решить не только вопросы возможности внедрения современных цифровых решений, направленных на повышение эффективности государственного управления и обеспечение возможности оказания государственных услуг в соответствии с современными требованиями, то есть автоматизировать и повысить эффективность организационно-управленческих процессов, но и обеспечить доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников образовательных организаций к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту, создаваемому как на уровне единых платформенных решений Российской Федерации, так и на уровне регионов, муниципальных образований и образовательных организаций.
В настоящий момент несмотря на достигнутые результаты в регионе существует ряд проблем, связанных:
с отсутствием единого подхода к разработке цифрового образовательного контента;
с неравномерностью развития цифровых образовательных технологий в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования;
с необходимостью координации взаимодействия между образовательными организациями всех уровней в вопросах применения цифровых технологий в образовательной деятельности;
с недостаточностью применения цифровых технологий в сфере документооборота и цифровой экономики, связанной с отсутствием навыков работы с разными цифровыми продуктами, инертностью работников образования в освоении новых технологий, низким уровнем цифровой грамотности администрации и педагогов.
Таким образом, необходимость внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях региона вызвана:
потребностью в формировании единого подхода к разработке и реализации цифрового образовательного контента для образовательных организаций всех уровней;
отсутствием взаимодействия между профессиональными образовательными организациями региона в области цифрового образования, что приводит к снижению общей эффективности работы;
необходимостью формирования единого цифрового образовательного пространства для обеспечения непрерывного профессионального образования;
неравномерностью развития цифровых образовательных технологий в образовательных организациях всех уровней;