Настоящая Концепция (далее - Концепция) направлена на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах Саратовской области.
Центры образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - центр "Точка роста") создаются в рамках достижения результата "В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей" и целевых показателей федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
Основными целями создания центров "Точка роста" является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология".
Задачей центров "Точка роста" является повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей на обновленной материально-технической базе, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевой формы реализации образовательных программ.
Необходимость реализации мероприятия по созданию центров "Точка роста" в общеобразовательных организациях Саратовской области определяется рядом обстоятельств.
Саратовская область традиционно считается аграрным регионом и представляет собой пространство, где расстояние между отдельными муниципальными районами достигает 500 км, при этом территория области разделена рекой Волгой на две части: Левобережье и Правобережье. В больших городах (более 50 тыс. населения) проживает 1401 тыс. человек (57,4 процента всего населения области). В малых городах, рабочих поселках, поселках городского типа, сельских поселениях проживает 1040 тыс. человек (42,6 процента).
В региональную систему образования входят 875 муниципальных общеобразовательных организаций, из которых более 78 процентов расположены именно в сельской местности и малых городах. В этих школах особенно очевидны проблемы не только материально-технического оснащения, но и недостаточного уровня профессиональной квалификации педагогических кадров, доступности качественных образовательных услуг, дополнительного образования детей, организации внеурочной и досуговой деятельности. Указанные проблемы характерны не только для малокомплектных сельских школ, преобладающих в отдаленных районах Саратовской области, но и для общеобразовательных организаций с численностью обучающихся, превышающей 500 - 700 человек.
Удаленность от больших городов, "запаздывание" с введением инновационных технологий, ограниченная доступность культурных ценностей и образовательных услуг - все это позволяет говорить о значительном расхождении в качестве образования, предоставляемого образовательными организациями больших городов и школами сельских поселений, рабочих поселков, малых городов.
Материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций, в том числе в части преподавания предметных областей "Математика и информатика", "Естественные науки", в настоящее время существенно отстает от требований к обновлению содержания образования, особенно в школах, расположенных в сельской местности и малых городах.
Создание центров "Точка роста" осуществляется в первую очередь на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, показывающих низкие образовательные результаты, и предполагает организацию деятельности по следующим направлениям:
оснащение общеобразовательных организаций комплектами оборудования, предназначенными для освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования по предметным областям "Математика и информатика" и "Естественно-научные предметы" ("Естественные науки"), программ дополнительного образования;
разработка и распространение методических материалов, кейсов, практических заданий для совершенствования практической подготовки обучающихся по учебным предметам из указанных выше предметных областей, дополнительного образования детей.
Оборудование центров "Точка роста" может существенно расширить возможности дополнительного образования детей, использоваться при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технологической направленностей.
Создание центров "Точка роста" позволит охватить обучением на обновленной материально-технической базе по основным общеобразовательным программам обучающихся базовых школ и обеспечить возможность освоения дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленностей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и сетевых форм организации.