(с изменениями на 2 сентября 2024 года)
(в ред. распоряжений Правительства Саратовской области от 11.03.2021 N 56-Пр, от 24.12.2021 N 364-Пр, от 20.06.2022 N 216-Пр, от 02.02.2023 N 29-Пр, от 27.12.2023 N 493-Пр, от 02.09.2024 N 251-Пр)
В рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", регионального проекта "Современная школа", создания и функционирования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Саратовской области, центров образования естественно-научной и технологической направленностей на современном уровне:
1. Определить региональным координатором, ответственным за создание и функционирование в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Саратовской области, центров образования естественно-научной и технологической направленностей, министерство образования области.
2. Утвердить:
комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Саратовской области, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в 2021 - 2024 годах (приложение N 1);
(в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 27.12.2023 N 493-Пр)
концепцию по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Саратовской области, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в 2021 - 2024 годах (приложение N 2).
(в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 27.12.2023 N 493-Пр)
3. Министерству образования области обеспечить проведение мероприятий, связанных с созданием и функционированием в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Саратовской области, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в 2021 - 2023 годах, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, предусмотренных на указанные цели законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области - министра образования области Орлова М.И.
(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 20.06.2022 N 216-Пр)
Вице-губернатор Саратовской области -
Председатель Правительства Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН
Утвержден
распоряжением
Правительства Саратовской области
от 22 октября 2020 г. N 309-Пр
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ "ТОЧКА РОСТА" В 2021 - 2024 ГОДАХ
(в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 02.09.2024 N 251-Пр)
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственные | Результат | Срок |
1. | Утверждение комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и функционированию центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - центр "Точка роста"); определение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за создание и функционирование центров "Точка роста"; утверждение: показателей деятельности центров "Точка роста"; типового положения о деятельности центров "Точка роста" на территории Саратовской области; перечня общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, на базе которых планируется создание центров "Точка роста" | министерство образования области | приказ министерства образования области | 30 ноября 2021 года, далее - ежегодно |
2. | Формирование и утверждение инфраструктурного листа | министерство образования области, федеральный оператор (по согласованию) | 1. Письмо министерства образования области федеральному оператору о соответствии перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания единой технологической среде НПО. 2. Письмо федерального оператора о соответствии перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания единой технологической среде НПО. 3. Приказ министерства образования области об утверждении перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания | согласно графику, направляемому федеральным оператором |
3. | Формирование типового проекта дизайна и зонирования помещений центров "Точка роста" | министерство образования области | 1. Письмо министерства образования области федеральному оператору о соответствии проекта дизайна и зонирования помещений центров "Точка роста" единой концепции образовательных пространств НПО. 2. Письмо федерального оператора о соответствии проекта дизайна и зонирования помещений центров "Точка роста" единой концепции образовательных пространств НПО. 3. Приказ министерства образования области об утверждении типового проекта дизайна и зонирования помещений центров "Точка роста" | до 1 февраля 2022 года, далее - ежегодно |
4. | Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания центров "Точка роста" | министерство образования области | реестр извещений (по форме федерального оператора) | 15 февраля 2022 года, далее - ежегодно |
5. | Подготовка информационной справки об образовательных организациях, на базе которых создаются центры "Точка роста" | министерство образования области | по форме, определяемой федеральным оператором | не позднее 1 мая 2022 года, далее - ежегодно |
6. | Утверждение реестра документов, подтверждающих приемку материальных ценностей и услуг в рамках создания центров "Точка роста" | министерство образования области | по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или федеральным оператором | не позднее 25 августа 2022 года, далее - ежегодно |
7. | Проведение фотомониторинга по приведению помещений центров "Точка роста" в соответствие с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации | министерство образования области | по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или федеральным оператором | не позднее 25 августа 2022 года, далее - ежегодно |
8. | Формирование единого комплексного плана мероприятий по организационно-методической поддержке инфраструктуры национального проекта "Образование", в том числе центров "Точка роста" | министерство образования области | приказ министерства образования области | не позднее 25 августа 2022 года, далее - ежегодно |
9. | Начало работы центров "Точка роста" | министерство образования области | информационное освещение в средствах массовой информации, наличие заполненного раздела о центрах "Точка роста" на сайтах образовательных организаций | не позднее 15 августа 2022 года, далее - ежегодно |
10. | Осуществление ежеквартального мониторинга выполнения показателей создания и функционирования центров "Точка роста" | министерство образования области | отчет о выполнении показателей федеральному оператору | не позднее 1 октября 2022 года, далее - ежеквартально в сроки, установленные федеральным оператором |
11. | Подготовка информации о повышении квалификации педагогических работников, реализующих образовательные программы на базе центров "Точка роста" | министерство образования области | по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или федеральным оператором | не позднее 1 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Утверждена
распоряжением
Правительства Саратовской области
от 22 октября 2020 г. N 309-Пр
КОНЦЕПЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ В 2021 - 2024 ГОДАХ
(в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 27.12.2023 N 493-Пр)
Настоящая Концепция (далее - Концепция) направлена на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах Саратовской области.
Центры образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - центр "Точка роста") создаются в рамках достижения результата "В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей" и целевых показателей федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
Основными целями создания центров "Точка роста" является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология".
Задачей центров "Точка роста" является повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей на обновленной материально-технической базе, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевой формы реализации образовательных программ.
Необходимость реализации мероприятия по созданию центров "Точка роста" в общеобразовательных организациях Саратовской области определяется рядом обстоятельств.
Саратовская область традиционно считается аграрным регионом и представляет собой пространство, где расстояние между отдельными муниципальными районами достигает 500 км, при этом территория области разделена рекой Волгой на две части: Левобережье и Правобережье. В больших городах (более 50 тыс. населения) проживает 1401 тыс. человек (57,4 процента всего населения области). В малых городах, рабочих поселках, поселках городского типа, сельских поселениях проживает 1040 тыс. человек (42,6 процента).
В региональную систему образования входят 875 муниципальных общеобразовательных организаций, из которых более 78 процентов расположены именно в сельской местности и малых городах. В этих школах особенно очевидны проблемы не только материально-технического оснащения, но и недостаточного уровня профессиональной квалификации педагогических кадров, доступности качественных образовательных услуг, дополнительного образования детей, организации внеурочной и досуговой деятельности. Указанные проблемы характерны не только для малокомплектных сельских школ, преобладающих в отдаленных районах Саратовской области, но и для общеобразовательных организаций с численностью обучающихся, превышающей 500 - 700 человек.
Удаленность от больших городов, "запаздывание" с введением инновационных технологий, ограниченная доступность культурных ценностей и образовательных услуг - все это позволяет говорить о значительном расхождении в качестве образования, предоставляемого образовательными организациями больших городов и школами сельских поселений, рабочих поселков, малых городов.
Материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций, в том числе в части преподавания предметных областей "Математика и информатика", "Естественные науки", в настоящее время существенно отстает от требований к обновлению содержания образования, особенно в школах, расположенных в сельской местности и малых городах.
Создание центров "Точка роста" осуществляется в первую очередь на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, показывающих низкие образовательные результаты, и предполагает организацию деятельности по следующим направлениям:
оснащение общеобразовательных организаций комплектами оборудования, предназначенными для освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования по предметным областям "Математика и информатика" и "Естественно-научные предметы" ("Естественные науки"), программ дополнительного образования;
разработка и распространение методических материалов, кейсов, практических заданий для совершенствования практической подготовки обучающихся по учебным предметам из указанных выше предметных областей, дополнительного образования детей.
Оборудование центров "Точка роста" может существенно расширить возможности дополнительного образования детей, использоваться при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технологической направленностей.
Создание центров "Точка роста" позволит охватить обучением на обновленной материально-технической базе по основным общеобразовательным программам обучающихся базовых школ и обеспечить возможность освоения дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленностей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и сетевых форм организации.
Инфраструктура центров "Точка роста" будет во внеурочное время использоваться как общественное пространство для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, творческой деятельности, социальной самореализации детей, педагогов, родителей.
Таким образом, предполагаемые результаты станут значимыми для всех субъектов образовательных отношений.
Для обучающихся важнейшими станут формирование представлений о мире техники и технологий, о необходимости сохранения гармоничных отношений с природной и социальной средой жизнедеятельности человека, возможность раннего профессионального самоопределения, приобретение навыков командной деятельности, самореализация.
Для родителей (законных представителей) наиболее ценными представляются качественное образование детей, удовлетворяющее потребностям и интересам семьи, общества и государства, раннее определение профиля обучения на уровне среднего общего образования, организация доступной культурно-досуговой деятельности детей.
Для образовательных организаций ключевыми являются повышение качества образования по предметным областям "Математика и информатика" и "Естественные науки", повышение конкурентоспособности образовательной организации, эффективная организация внеурочной и досуговой деятельности.
Для педагогических работников появляется дополнительная возможность повышения уровня профессионального мастерства, совершенствования предметных знаний, коммуникативных навыков и навыков практической деятельности, современная организация труда и отдыха, возможность карьерного роста.
Для жителей, проживающих в сельской местности и малых городах расположения центров "Точка роста", интерес представляют совершенствование инфраструктуры, занятость детей и молодежи в свободное время, привлечение их к решению общественно значимых проблем.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации центров "Точка роста" осуществляет подведомственное учреждение, уполномоченное на выполнение данных функций распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Федеральный оператор).
Центры "Точка роста" создаются на базе общеобразовательной организации в соответствии с Перечнем общеобразовательных организаций, на базе которых планируется создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в 2021 - 2024 годах в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Саратовской области (приложение N 3 к Концепции).