Проблемы доступности дополнительного образования детей, охвата детей дополнительным образованием остро стоят в Саратовской области. Для решения этих проблем в 2019 - 2020 годах предпринят ряд мер:
1. В 2019 году на территории Саратовской области внедрена целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей. В области действуют 49 муниципальных опорных центров дополнительного образования детей, которые создают условия для эффективного взаимодействия участников образовательных отношений в сфере дополнительного образования детей.
2. В 100 процентах муниципальных районов (городских округов) Саратовской области внедрена система персонифицированного учета дополнительного образования детей. В 2019 году доля детей в Саратовской области, охваченных системой персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, составила 23,8 процента. 1110 организаций зарегистрированы как поставщики услуг дополнительного образования на портале "Саратов ПФДО". В число этих организаций входят 1030 муниципальных организаций, 44 организации регионального подчинения, 9 организаций федерального подчинения, 27 частных организаций и индивидуальных предпринимателей. Среднее значение номинала обеспечения сертификата дополнительного образования по Саратовской области - 8600 рублей в год.
3. Сформирована современная система сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей. В целях обеспечения межведомственного и межуровневого взаимодействия в региональной системе дополнительного образования детей, взаимодействия органов исполнительной власти Саратовской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Саратовской области и организациями при Правительстве Саратовской области создан Межведомственный совет по внедрению и реализации целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Саратовской области.
4. В Саратовской области реализуются 5 моделей выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ОВЗ): "Дополнительное образование в школе", "Полезные каникулы", "Дистанционное обучение", "Мобильный десант", "Сетевая мобильность".
Согласно данным Территориального управления Росстата охват детей программами дополнительного образования в Саратовской области в 2017 - 2019 годах составил от 76 до 82 процентов. Но с введением целевой модели развития дополнительного образования подсчет значений охвата с использованием системы электронной регистрации зачисления детей (портала-навигатора) показал на 1 сентября 2020 года, что в различных муниципальных образованиях он составляет от 10 до 52 процентов. В целом по области отмечается падение доли охвата детей по состоянию на 1 октября 2020 года по сравнению с аналогичным показателем прошлого года - с 73 процентов до 22,18 процента. Такое падение связано, наряду с учетом детей через портал-навигатор, с осенним обострением коронавирусной инфекции и стремлением родителей к снижению социальных контактов.
Мероприятие по созданию новых мест дополнительного образования позволит создать 972 новых места дополнительного образования детей и увеличить охват детей дополнительными общеобразовательными программами в области на 3 процента, в том числе технической и естественно-научной направленности на 1,6 процента. Будет повышена доступность дополнительного образования для детей, в том числе находящихся в сложной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей, так как новые места будут размещаться в образовательных организациях, ранее не оказывавших услугу дополнительного образования, при наличии соответствующей лицензии, либо не имеющих требуемых кадровых и материально-технических ресурсов.
Мероприятие внесет вклад в обновление содержания и технологий дополнительного образования: будут широко использоваться волонтерские (добровольческие) практики, проектно-исследовательские методы, практико-ориентированные занятия на местности, выездные практики, командная работа. Особое внимание будет уделено развитию проектной и исследовательской деятельности, использованию исследовательских методов, группового решения учебных проблем в реализации междисциплинарных проектных работ. Содержание и методы работы с детьми будут направлены на формирование у детей soft skills - современных компетенций, элементов базовой грамотности XXI века, развитие исследовательского поведения, принятие решений, социальное ориентирование, медиаграмотность.