Действующий

О создании Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (с изменениями на 20 июня 2022 года)



Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, в том числе с указанием проблематики и предполагаемых результатов


Концепция по созданию на территории Саратовской области Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - Центр) разработана в целях обеспечения исполнения федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" (далее - Концепция), в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области на софинансирование расходных обязательств Саратовской области, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Центра.


Целью национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение в 2030 году Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования. Качество общего образования, в свою очередь, объективно зависит от уровня профессионального мастерства педагогических работников, поэтому без создания условий для профессионального роста педагогов невозможно достижение указанной цели.


На фоне происходящих изменений в обществе изменяются требования к педагогу. В течение последних лет разработаны и прошли общественные обсуждения проекты профессиональных стандартов в сфере образования, которым в полной мере должны соответствовать работники образовательных организаций. С этой целью происходит формирование национальной системы учительского роста (далее - НСУР), направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, которые дадут возможность карьерного роста педагогическим работникам в соответствии с уровнем владения профессиональными компетенциями. Одним из компонентов НСУР является новая модель аттестации, предусматривающая оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), которая позволит выявить профессиональные дефициты и определить направления непрерывного повышения профессионального мастерства педагога.


В октябре 2018 года в апробации единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) по 8 предметам и предметным областям приняли участие 472 учителя Саратовской области. Исследование проходило на базе 12 пунктов проведения экзаменов (ППЭ) в 5 муниципальных районах области. В 2019 году эта работа была продолжена. В тестировании по единым федеральным оценочным материалам по 9 предметам и предметным областям приняли участие 312 учителей Саратовской области.


Одной из приоритетных задач федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" является создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов педагогических работников: недостаточного владения цифровыми навыками, в частности неэффективное пользование информационно-коммуникационными сетями и технологиями; отсутствия навыков организации проектной деятельности обучающихся посредством информационных технологий; недостаточного развития профессиональных сетевых сообществ.


К проблемам системы общего образования Саратовской области относятся: нехватка педагогических кадров, старение педагогического состава; значительный разрыв между школами в качестве образования; недостаточное использование информационных, мультимедийных технологий в учебном процессе, дефицит профессиональных компетенций в сфере современного технологического обеспечения предметных областей.


Среди первоочередных задач развития региональной системы общего, дополнительного и среднего профессионального образования можно выделить формирование учительского корпуса, отвечающего современным вызовам: учет возрастной динамики педагогических кадров; реализация механизмов по выравниванию возрастной структуры педагогического корпуса; разработка системы сопровождения личностного развития педагога в профессиональной деятельности; организация взаимодействия педагогов разных поколений, наставничества; распространение инновационных образовательных практик.


Развертывание в регионе федерального проекта "Учитель будущего", предполагающего открытие Центра, позволит не только воплотить в жизнь региональную Концепцию, но и сформировать новую эффективную систему непрерывного профессионального развития педагогов.


Саратовская область обладает значительным опытом реализации федеральных проектов (мероприятий) в области образования.


В 2018 году Саратовская область стала победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования".


В рамках реализации указанного проекта распоряжением Правительства Саратовской области от 29 октября 2018 года N 288-Пр на территории Саратовской области в 2019 году внедрена Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей. Постановлением Правительства Саратовской области от 14 марта 2019 года N 155-П на базе ГАУ ДПО "СОИРО" создан региональный модельный центр дополнительного образования детей (РМЦ). В области действуют 49 муниципальных опорных центров, которые обеспечивают организационно-методическую поддержку муниципального сегмента портала (навигатора). Поставщиками услуг дополнительного образования на портале "Саратов ПФДО" зарегистрированы 1108 образовательных организаций, в том числе негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, которые реализуют 6262 дополнительных общеобразовательных программы.


Выдача сертификатов дополнительного образования детей ведется с 15 мая 2019 года. По данным портала-навигатора выдано более 186000 сертификатов дополнительного образования.


С 2020/2021 учебного года будут апробированы еще две модели доступности: модель "Мобильный десант" и модель "Сетевая мобильность".


Педагоги дополнительного образования технической направленности систематически участвуют в конкурсах профессионального мастерства, повышают квалификацию, работая в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях, проходят стажировки по робототехнике в федеральных тренировочных центрах в Москве, Сочи, Санкт-Петербурге, являются судьями многих робототехнических фестивалей, в том числе и всероссийских.