Действующий

О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области



1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета


а) Проблематика и предполагаемые результаты.


В Саратовской области выстроена продуктивная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников дополнительного образования, вместе с тем ощущается недостаток методической, экспертно-консультационной поддержки инновационных процессов в дополнительном образовании.


Завершен процесс перехода на нормативно-подушевое финансирование дополнительного образования детей, но не решена проблема перенаправления финансовых средств вслед за изменением выбора ребенка и его семьи.


Реализуются программы всех направленностей, в том числе технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, однако обновление их содержания затруднено в связи с использованием устаревшей материально-технической базы.


Реализуются общеобразовательные программы в формате сетевого взаимодействия, но число участников сетевого взаимодействия ограничено из-за отсутствия финансового механизма, обеспечивающего заинтересованность сетевых партнеров.


Высокий риск недостижения целевого показателя по охвату детей дополнительным образованием (80 процентов к 2024 году), отмечаемая позитивная динамика охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами: в 2015 году - 49,2 процента; в 2016 году (с учетом понижающего коэффициента) - 44,3 процента; в 2017 году - 47,98 процента - недостаточна. Отмечаются различия в доступности программ дополнительного образования в городской и сельской местности. На начало 2018 года в городской местности охвачено 66,89 процента детей; в сельской местности - 59,96 процента.


Создана система информирования детей и родителей в системе дополнительного образования, однако она не отвечает современным требованиям.


При внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области предполагается получить следующие результаты:


1. В 2019 году будет создан региональный модельный центр дополнительного образования детей и сеть муниципальных опорных центров в каждом муниципальном образовании Саратовской области, в том числе будет обеспечена координация развития существующих организаций дополнительного образования детей.


2. В 2019 году будет внедрена и распространена система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. 50 процентов муниципальных образований Саратовской области внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, которой будут охвачены не менее 25 процентов детей. В 2020 году 50 процентов детей будут охвачены дополнительным образованием с использованием персонифицированного финансирования в 75 процентов муниципальных образований. Будут обеспечены равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственным, муниципальным и частным организациям, осуществляющим деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Внедрены эффективные модели государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей. Эти меры позволят увеличить охват детей дополнительным образованием до запланированных значений.


3. Будет сформирована современная система сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ. Ежегодно будет проводиться переподготовка (повышение квалификации) кадров сферы дополнительного образования: 100 процентов педагогических работников, 100 процентов руководителей, 100 процентов привлекаемых специалистов-практиков (наставников) а также студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования.


4. В 2019 году будет проведена инвентаризация инфраструктурных материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ: в 100 процентов государственных (муниципальных) образовательных организациях; 80 процентов государственных (муниципальных) организаций культуры и спорта. Будет проанализирован кадровый потенциал для повышения эффективности системы образования региона в 100 процентов государственных (муниципальных) образовательных организациях и 80 процентов государственных (муниципальных) организаций культуры и спорта.


5. К концу 2021 года будет реализовано 18 дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме не менее 6 различных типов.


6. Будет обеспечена доступность дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации) за счет внедрения 5 моделей. К концу 2021 года до 76 процентов увеличено число детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеразвивающими программами, в том числе 25 процентов программами технической и естественно-научной направленностей. К 2021 году будут реализовываться 20 дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий и электронного обучения (за исключением физкультурно-спортивной направленности), предоставляющие доступ к образовательным программам, инфраструктуре, педагогам и средствам обучения для детей вне зависимости от их места проживания. Кроме того, реализуются 25 дополнительных общеразвивающих разноуровневых программ, в том числе краткосрочных, и 18 программ, реализуемых в формате сетевого взаимодействия.