Муниципальная программа "Образование и молодежь Владивостока" (далее - муниципальная программа) - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Владивостокского городского округа, в том числе направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Муниципальная система образования - это развитая сеть учреждений, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг различного уровня в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, потребностями воспитанников, обучающихся и их родителей. Сегодня она включает в себя 122 дошкольных образовательных учреждения, 75 общеобразовательных учреждений, 12 муниципальных учреждений дополнительного образования, муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока" (210 муниципальных учреждений).
В рамках реализации национального проекта "Демография" федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" администрацией города Владивостока были предприняты меры с целью создания дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет: завершено строительство объекта "Детский сад в районе ул. Крыгина, д. 84 в г. Владивостоке" и создано структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования N 39 г. Владивостока" на 120 мест, из них 20 мест для детей в возрасте до 3 лет; в рамках плана социального развития центров экономического роста Приморского края завершено строительство объекта капитального строительства "Детский сад на 240 мест жилого района "Снеговая падь" в г. Владивостоке". После завершения строительства создано структурное подразделение действующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 6 г. Владивостока" (на 240 мест) и дополнительно создано еще 120 мест в структурном подразделении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (далее - МБДОУ) "Детский сад N 6"; дополнительно открыто 2 группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ NN 29, 43). Реализованные системные меры по развитию дошкольного образования привели к снижению остроты проблемы доступности дошкольного и общего образования.
Были продолжены мероприятия, направленные на развитие негосударственного сектора дошкольного образования. Частным дошкольным образовательным учреждениям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим услуги дошкольного образования и по присмотру и уходу за детьми (9 ИП), сданы в аренду нежилые помещения муниципальной собственности общей площадью 4125,6 кв. м.
Наибольшая потребность в обеспечении местами детей дошкольного возраста существует в жилых микрорайонах города (улиц, жилых комплексах): Снеговая падь, Лесной квартал, Эгершельд, Змеинка, 63 - 64 микрорайоны, ЖК "Фрегат", ЖК "Изумрудный", в районе улиц: Добровольского, Героев Хасана, Тобольская, Некрасовская, Пологая, Невская, Чапаева, Арсеньева. С целью создания условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет необходимо провести строительство новых объектов учреждений дошкольного образования.
Развитие муниципальной системы общего образования осуществляется в соответствии с общими направлениями развития образования Российской Федерации.
Образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования осуществляют 75 муниципальных общеобразовательных учреждений, из них: гимназии - 2, лицеи - 3, школы с углубленным изучением отдельных предметов - 13, начальные общеобразовательные учреждения - 1, основные общеобразовательные учреждения - 2, центры образования - 4, средние общеобразовательные учреждения - 50.
В городе имеются школы с углубленным изучением английского, японского, китайского и других восточных и западноевропейских языков, школы с углубленным изучением предметов физико-математического, юридического, художественно-эстетического профилей, гимназии, реализующие программы гуманитарного профиля, лицеи, реализующие программы технического и естественнонаучного профиля. Углубленное изучение отдельных предметов, цикла предметов, построение индивидуальных образовательных траекторий - все это нацелено на поддержку познавательных интересов обучающихся, повышение качества профильного обучения.
С сентября 2020 года во всех школах реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) среднего общего образования. ФГОС для 10 - 11-х классов определены 5 профилей обучения: естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный.
На конец 2022 - 2023 учебного года количество детей в возрасте 5 - 18 лет составило 75221 чел. - воспитанники и обучающиеся образовательных учреждений, подведомственных Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока (в том числе дети дошкольного возраста - 12925 чел., школьники - 62296 чел.). Количество детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных дополнительным образованием по городу Владивостоку, в системе персонифицированного финансирования (ПФДО) на конец учебного года составляет 45719 человек.
В большинстве общеобразовательных учреждений сохраняется двухсменный режим работы. Обучение в две смены снижает качество образования, так как исключается возможность внеурочной деятельности обучающихся. Задача обеспечения односменного режима обучения в 1 - 11 классах общеобразовательных учреждений является важнейшей в ближайшее время.
О качестве образования традиционно судят по академическим результатам итоговой аттестации выпускников 11 и 9 классов общеобразовательных учреждений.
Средний балл в 2023 году по всем предметам основного государственного экзамена по пятибалльной шкале составил 3,72. Качество обучения (% четверок и пятерок) составило 58,99%.
По сравнению с 2022 годом выпускники 2023 года показали результаты единого государственного экзамена выше по следующим предметам: математике (профильной), физике, химии, биологии, информатике, математике (базовой), по русскому языку. В то же время наблюдается снижение среднего балла по истории, географии, обществознанию.