Действующий

О государственной программе "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области" (с изменениями на 19 июня 2024 года)



1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области"


Астраханская область - один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации, где наряду с русскими, составляющими более 60% населения, проживают представители многих народов. Каждый из этих народов обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Многие из них на протяжении веков сложились как этнические общности на территории Астраханской области, и в этом смысле они являются традиционными народами, сыгравшими важную историческую роль в формировании государственного управления, экономики и культурного облика Астраханской области. При объединяющей роли русского народа, ведущем влиянии русской культуры здесь сохраняется и развивается уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.


В регионе активно протекают этнополитические процессы. Наблюдается рост численности национально-культурных общественных объединений со статусом юридического лица. В настоящее время Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области зарегистрировано 40 региональных национально-культурных общественных объединений, функционирует несколько местных отделений и самостоятельных национально-культурных общественных объединений. Исполнительные органы Астраханской области рассматривают эти объединения граждан как партнеров в реализации целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики), оказывают содействие в их социально ориентированной деятельности.


Данные процессы и другие факторы требуют от исполнительных органов Астраханской области должного внимания к проблемам всех народов региона, а не отношения к национальной политике исключительно как к системе мер взаимодействия с мигрантами и национальными меньшинствами.


Актуальна проблема сохранения и развития русской культуры, призванной играть роль скрепляющего и объединяющего начала в этнокультурной жизни России и Астраханской области.


Продолжается приток в регион мигрантов. Это ведет к росту нагрузки на социальную инфраструктуру. При этом остается нерешенной проблема максимально точного учета прибывших и убывших лиц.


Большинство мигрантов-иностранцев - низкоквалифицированные работники, только половина претендующих на проживание в России имеет среднее образование. Они зачастую плохо владеют русским языком, мало кто имеет профессии, востребованные на рынке труда. Несмотря на сокращение потока нелегальной миграции в регион, в миграционной сфере межнациональных отношений сохраняется напряженная ситуация.


Сохраняется некоторая конфликтогенность из-за культурных различий между местным населением и прибывающими в регион жителями южных республик России, не принимающими местные традиции и нормы религиозного и светского поведения или вызывающе ведущими себя в общении с местным населением.


Заметно выросло число членов ряда диаспор из стран Закавказья и Средней Азии. Самоорганизация диаспор в Астраханской области имеет опыт двух десятилетий и представлена национально-культурными обществами. Исполнительные органы Астраханской области активно взаимодействуют с национально-культурными объединениями диаспор, привлекая их к поиску решений наиболее актуальных проблем мигрантов.


В оценке и прогнозировании межэтнических отношений в регионе следует также учитывать негативные политические процессы, происходящие в некоторых регионах России, к которым культурно и исторически тяготеют отдельные народы Астраханской области. Наряду с активной борьбой правоохранительных структур с организованными преступными группировками, создававшимися на этнической основе, это должно ослабить этнократические тенденции, построенные на отрицании принципа законности, социальной справедливости, возрождении архаичных родоплеменных традиций и пропаганде этнорелигиозной отчужденности от общероссийских ценностей.


Конфессиональный состав Астраханской области представлен 30 религиозными исповеданиями, объединяющими 257 приходов и общин.


Среди части активистов некоторых национально-культурных обществ наблюдается некоторое снижение популярности идей российской государственности. Отдельные национально-культурные общественные объединения организуют, как правило, мероприятия исключительно в интересах сохранения и развития языков и культуры национальных меньшинств. В недавнее время наметилась тенденция поддержки с их стороны инициатив по укреплению духовного единства российского народа, что необходимо поддерживать со стороны исполнительных органов Астраханской области и подведомственных им государственных учреждений Астраханской области.


Наблюдается радикализация настроений части молодежи. Это отражено в статистике уголовных преступлений экстремистской направленности, зарегистрированных и расследованных в регионе. За последние 20 лет среди части молодых людей сформировалось стремление к национально-культурной изоляции, оторванности от традиций русской культуры и общероссийских ценностей.


Обращают на себя внимание тенденции бытового национализма, проявляющиеся в межличностных и групповых конфликтах. На протяжении длительного времени отмечается рост популярности среди молодежи пантюркистской идеологии, а также наличие определенных групп, разделяющих и пропагандирующих через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" сепаратистские взгляды на почве национального и религиозного превосходства. Предпринимаются попытки создать в социальных сетях группы для пропаганды образа общетюркского объединения, борьбы за "чистоту культуры и религии". На этой почве формируются и вбрасываются в молодежную среду через различные источники информации идеи национального и религиозного сепаратизма.


Вышеназванные негативные тенденции создают серьезные риски стабильности межнациональных отношений в регионе. Требуется постоянное совершенствование понимания задач, а также формирование методов, инструментов культурной и национальной политики для решения этих проблем.