Зарегистрировано в министерстве образования и науки Самарской области 7 сентября 2023 г. N МО-23-582
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 года N 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 N 238 "Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Самарской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об Аттестационной комиссии министерства образования и науки Самарской области по аттестации педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории, квалификационной категории "педагог-методист", квалификационной категории "педагог-наставник".
3. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования Самарской области Центру профессионального образования обеспечить организационно-методическое, информационно-аналитическое и техническое сопровождение процедуры аттестации педагогических работников.
4. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
5. Настоящий Приказ вступает в силу с момента его опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 года.
Министр
образования и науки
Самарской области
В.А.АКОПЬЯН
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВОЙ И ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ, КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ "ПЕДАГОГ-МЕТОДИСТ", КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ "ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК"
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 года N 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - Порядок аттестации) и определяет порядок формирования, задачи, принципы, полномочия и регламент деятельности Аттестационной комиссии министерства образования и науки Самарской области при проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Самарской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательные организации), в целях установления первой и высшей квалификационной категории, квалификационной категории "педагог-методист", квалификационной категории "педагог-наставник" (далее - аттестация).
2. Основными задачами Аттестационной комиссии министерства образования и науки Самарской области по аттестации педагогических работников (далее - АКМ) являются:
реализация права педагогического работника на прохождение аттестации в целях установления квалификационной категории;
оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников.
3. Основными принципами деятельности АКМ являются коллегиальность, гласность, объективность, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
4. Состав АКМ формируется из числа представителей министерства образования и науки Самарской области (далее - министерство), министерства культуры Самарской области, министерства спорта Самарской области, министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, территориальных управлений министерства, организаций, подведомственных министерству, Самарской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных организаций и общественных объединений, специалистов, осуществляющих всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников.
5. Персональный состав АКМ ежегодно утверждается приказом министерства.
6. В состав АКМ входят председатель, заместитель председателя, секретарь, члены АКМ.
7. Председатель АКМ осуществляет общее руководство деятельностью АКМ, председательствует на заседаниях АКМ, формирует решения АКМ, осуществляет общий контроль за реализацией решений АКМ.
8. Заместитель председателя в отсутствие председателя и по его поручению председательствует на заседаниях АКМ и исполняет обязанности председателя.
9. Секретарь оповещает членов АКМ о формате, дате, месте и времени проведения заседания АКМ, обеспечивает организационную подготовку и делопроизводство заседаний АКМ и делопроизводство.
10. Члены АКМ принимают решения об установлении или отказе в установлении педагогическим работникам квалификационных категорий и другие решения по спорным вопросам с персональным рассмотрением заявлений.
11. АКМ наделяется следующими полномочиями:
11.1. Утверждать формы экспертных заключений для проведения анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
11.2. Утверждать составы экспертных групп из числа специалистов для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников (далее - экспертные группы) и порядок работы экспертных групп.
11.3. Рассматривать спорные вопросы, возникшие в ходе проведения аттестации, в том числе с приглашением на заседание АКМ педагогического работника и руководителя образовательной организации, в которой работает педагогический работник.
11.4. Принимать решение об установлении или отказе в установлении первой и высшей квалификационной категории, квалификационной категории "педагог-методист", квалификационной категории "педагог-наставник".
12. Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников при проведении аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории осуществляется в соответствии с пунктами 35, 36 Порядка аттестации при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
13. Оценка результатов деятельности педагогических работников при проведении аттестации в целях установления квалификационных категорий "педагог-методист" и "педагог-наставник" осуществляется на основе ходатайства работодателя, предусмотренного пунктом 48 Порядка аттестации (далее - ходатайство работодателя), а также показателей, предусмотренных пунктами 50, 51 Порядка аттестации, характеризующих дополнительную деятельность педагогических работников, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации, не входящую в должностные обязанности по занимаемой в организации должности.
14. АКМ осуществляет прием заявлений о проведении аттестации от педагогических работников в электронной форме посредством автоматизированной информационной системы государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области Центру профессионального образования (далее - ЦПО Самарской области) "Аттестация работников образования" (далее - АИС ЦПО "Аттестация работников образования"), в том числе путем интеграции в систему заявлений, поданных через личный кабинет педагогического работника в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ).
14.1. В заявлении о прохождении аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории педагогический работник указывает должность, по которой желает пройти аттестацию, сообщает сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организации(ях), об имеющейся квалификационной категории.
14.2. В заявлении о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории "педагог-методист" или квалификационной категории "педагог-наставник" педагогический работник указывает квалификационную категорию, по которой желает пройти аттестацию, сообщает сведения об уровне образования (квалификации), результатах деятельности, связанной с методической работой или наставничеством, об имеющейся высшей квалификационной категории. К заявлению прилагается ходатайство работодателя.
14.3. На заседании АКМ рассматривает заявление педагогического работника, в том числе дополнительные сведения к заявлению, характеризующие профессиональную деятельность педагогического работника, при условии, что педагогический работник направил эти сведения в АКМ не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания, на котором рассматривается заявление.
14.3.1. В случае положительного рассмотрения АКМ заявления определяется конкретный срок проведения аттестации педагогического работника, а также осуществляется уведомление педагогического работника в электронной форме о сроках, формах и способах проведения аттестации.
14.3.2. При наличии основания АКМ выносит отрицательное решение в отношении заявления педагогического работника и осуществляет уведомление педагогического работника в электронной форме, содержащее обоснование отрицательного решения по итогам рассмотрения заявления.
15. Заседания АКМ проводятся в соответствии с графиком, ежегодно утверждаемым распоряжением министерства.
16. Заседания АКМ проводятся очно или в дистанционном формате с применением информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
17. Заседание АКМ считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов АКМ.
18. Педагогический работник, указавший в заявлении на аттестацию о своем желании лично присутствовать на заседании АКМ при рассмотрении вопроса его аттестации, приглашается на заседание АКМ. При неявке педагогического работника на заседание АКМ аттестация проводится в его отсутствие.
19. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения АКМ составляет не более 60 календарных дней.
20. Материалы для проведения всестороннего анализа профессиональной деятельности (далее - экспертиза) педагогический работник направляет в АКМ в форме электронных документов (электронных образов документов) посредством личного кабинета аттестуемого педагогического работника в АИС ЦПО "Аттестация работников образования".
21. Решение о результатах аттестации педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории принимается АКМ на основе протоколов работы экспертных групп.
22. Решение о результатах аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории "педагог-методист" и квалификационной категории "педагог-наставник" принимается АКМ на основе ходатайства работодателя и протоколов работы экспертных групп.
23. Решение АКМ подписывается председателем и (или) заместителем председателя, секретарем и членами АКМ, принимавшими участие в голосовании.
24. Решение АКМ вступает в силу со дня его вынесения.
25. На основания решения АКМ о результатах аттестации педагогических работников министерство издает приказы об установлении (отказе в установлении) педагогическим работникам квалификационной категории. Приказ об установлении педагогическим работникам квалификационной категории размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://educat.samregion.ru/).