Жилищно-коммунальная сфера в Астраханской области нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причинами такого положения в первую очередь являются недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности систем инженерно-технического обеспечения и внедрению новых технологий при их строительстве и эксплуатации, и отсутствие сформированной системы технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения. Более 50% линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждается в замене сетей (3821 из 7413 км), в том числе:
сетей водоснабжения - 54,18% (2734 из 5046 км);
сетей водоотведения - 59,59% (811 из 1361 км);
сетей теплоснабжения - 27,44% (276 из 1006 км).
Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной высокой аварийности сетей. По данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов, на объектах жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно происходит в среднем 100 происшествий, средняя продолжительность перерыва в поставках коммунальных услуг составляет около 8 часов.
В целях предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения необходимо для ускоренного обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства обеспечить ежегодный уровень замены сетей инженерно-технического обеспечения не ниже 5% их общей протяженности.
Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно нормативному сроку их службы, высокая аварийность являются следствием значительного недоинвестирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Отдельной важной задачей является тарифная политика. Характерной особенностью тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Астраханской области остается существенный разброс цен и тарифов, который обусловлен региональными особенностями формирования энергетических и коммунальных систем, жестким регулированием, низкой эффективностью организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Еще одной системной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является задолженность населения и организаций за потребленные услуги и ресурсы, которая составила по итогам 2021 года около 8,6 млрд рублей, из них долги населения и исполнителей коммунальных услуг - 5,4 млрд рублей, организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, - 79,9 млн рублей, прочих потребителей, в том числе за коммунальные услуги, - 3,0 млрд рублей.
Водоснабжение потребителей Астраханской области осуществляется по водопроводным сетям протяженностью 5046,19 км, износ которых составляет 74,2%.
Сведения об амортизационном и физическом износе объектов питьевого водоснабжения по результатам инвентаризации за 2021 год представлены в таблице N 1.