Правительство Астраханской области постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 15.12.2022 N 640-П "О государственной программе "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области" изменение, изложив приложение N 19 к государственной программе "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области", утвержденной постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ
Приложение N 19
к государственной программе
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Наименование Программы | региональная программа "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры Астраханской области" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации от 24.08.2022 N Пр-1483ГС |
Ответственный исполнитель Программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
Соисполнители Программы | органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) |
Участники Программы | органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) |
Цель Программы | повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Астраханской области |
Задача Программы | повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Астраханской области посредством модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе реконструкции (капитального ремонта) линейных объектов |
Целевые показатели Программы | - увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг; - увеличение протяженности замены инженерных сетей; - снижение аварийности коммунальной инфраструктуры |
План мероприятий с указанием сроков реализации | план мероприятий Программы с указанием сроков реализации представлен в приложении N 5 к Программе |
Этапы и сроки реализации Программы | срок реализации: 2023 - 2027 годы. Программа реализуется в два этапа: 1 этап: 2023 - 2024 годы; 2 этап: 2025 - 2027 годы |
Объемы финансирования Программы | финансовое обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 2 к Программе |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - численность населения, для которого улучшено качество предоставляемых коммунальных услуг, к 2027 году составит 81144 чел.; - протяженность замененных инженерных сетей к 2027 году - 183,06 км; - снижение аварийности коммунальной инфраструктуры к 2027 году на 10,9% |
Жилищно-коммунальная сфера в Астраханской области нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причинами такого положения в первую очередь являются недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности систем инженерно-технического обеспечения и внедрению новых технологий при их строительстве и эксплуатации, и отсутствие сформированной системы технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения. Более 50% линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждается в замене сетей (3821 из 7413 км), в том числе:
сетей водоснабжения - 54,18% (2734 из 5046 км);
сетей водоотведения - 59,59% (811 из 1361 км);
сетей теплоснабжения - 27,44% (276 из 1006 км).
Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной высокой аварийности сетей. По данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов, на объектах жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно происходит в среднем 100 происшествий, средняя продолжительность перерыва в поставках коммунальных услуг составляет около 8 часов.
В целях предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения необходимо для ускоренного обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства обеспечить ежегодный уровень замены сетей инженерно-технического обеспечения не ниже 5% их общей протяженности.
Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно нормативному сроку их службы, высокая аварийность являются следствием значительного недоинвестирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Отдельной важной задачей является тарифная политика. Характерной особенностью тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Астраханской области остается существенный разброс цен и тарифов, который обусловлен региональными особенностями формирования энергетических и коммунальных систем, жестким регулированием, низкой эффективностью организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Еще одной системной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является задолженность населения и организаций за потребленные услуги и ресурсы, которая составила по итогам 2021 года около 8,6 млрд рублей, из них долги населения и исполнителей коммунальных услуг - 5,4 млрд рублей, организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, - 79,9 млн рублей, прочих потребителей, в том числе за коммунальные услуги, - 3,0 млрд рублей.
Водоснабжение потребителей Астраханской области осуществляется по водопроводным сетям протяженностью 5046,19 км, износ которых составляет 74,2%.
Сведения об амортизационном и физическом износе объектов питьевого водоснабжения по результатам инвентаризации за 2021 год представлены в таблице N 1.
N п/п | Наименование муниципального образования Астраханской области | Амортизационный износ | Физический износ | ||||||
сетей водоснабжения | объектов водозабора | станций водоподготовки | водонасосных объектов | сетей водоснабжения | объектов водозабора | станций водоподготовки | водонасосных объектов | ||
% | % | % | % | % | % | % | % | ||
1 | Ахтубинский муниципальный район Астраханской области | 81,02 | 86,00 | 99,00 | 70,00 | 80,13 | 86,00 | 89,00 | 70,00 |
2 | Володарский муниципальный район Астраханской области | 2,00 | 5,00 | 2,00 | 5,00 | ||||
3 | Городской округ город Астрахань | 72,28 | 77,11 | 79,28 | 72,84 | 74,11 | 84,43 | 86,07 | 77,98 |
4 | Енотаевский муниципальный район Астраханской области | 75,70 | 100,00 | 30,00 | 75,70 | 100,00 | 30,00 | ||
5 | Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области | 95,50 | 90,50 | 90,50 | 90,50 | 97,00 | 98,90 | 99,20 | 73,50 |
6 | Икрянинский муниципальный район Астраханской области | 100,00 | 80,00 | 100,00 | 100,00 | 80,00 | 100,00 | ||
7 | Камызякский муниципальный район Астраханской области | 65,86 | 80,00 | 85,00 | 85,00 | 65,86 | 80,00 | 80,00 | 85,00 |
8 | Красноярский муниципальный район Астраханской области | 49,08 | 22,30 | 27,40 | 72,46 | 70,00 | 88,00 | ||
9 | Лиманский муниципальный район Астраханской области | 85,33 | 87,50 | 100,00 | 100,00 | 81,37 | 87,50 | 100,00 | 92,50 |
10 | Наримановский муниципальный район Астраханской области | 55,46 | 80,00 | 55,10 | 57,86 | 80,00 | 55,10 | ||
11 | Приволжский муниципальный район Астраханской области | 77,38 | 77,38 | ||||||
12 | Харабалинский муниципальный район Астраханской области | 90,00 | 98,00 | 85,00 | 90,00 | 98,00 | 85,00 | ||
13 | Черноярский муниципальный район Астраханской области | 72,00 | 60,00 | 96,00 | 72,00 | 60,00 | 96,00 |
Сведения об амортизационном и физическом износе объектов водоотведения по результатам инвентаризации за 2021 год представлены в таблице N 2.
N п/п | Наименование муниципального образования Астраханской области | Амортизационный износ | Физический износ | ||||
очистных сооружений канализации | канализационных насосных станций | сетей бытовой, общесплавной централизованных систем водоотведения | очистных сооружений канализации | канализационных насосных станций | сетей бытовой, общесплавной централизованных систем водоотведения | ||
% | % | % | % | % | % | ||
1 | Ахтубинский муниципальный район Астраханской области | 38,00 | 64,33 | 47,00 | 30,00 | 77,09 | 71,80 |
2 | Володарский муниципальный район Астраханской области | 95,00 | 91,78 | 90,00 | 95,00 | 91,78 | 95,00 |
3 | Городской округ город Астрахань | 90,00 | 77,26 | 75,88 | 91,00 | 82,77 | 68,26 |
4 | Енотаевский муниципальный район Астраханской области | 45,63 | 60,42 | 86,67 | 86,67 | ||
5 | Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области | 60,00 | 95,00 | 80,00 | 45,00 | 55,00 | 80,00 |
6 | Икрянинский муниципальный район Астраханской области | 100,00 | 81,60 | 92,00 | 98,00 | 81,93 | 90,86 |
7 | Камызякский муниципальный район Астраханской области | 99,90 | 75,97 | 89,67 | 99,90 | 75,91 | 89,67 |
8 | Красноярский муниципальный район Астраханской области | 84,00 | 82,50 | 79,40 | 85,00 | 70,00 | 71,40 |
9 | Лиманский муниципальный район Астраханской области | 70,00 | 100,00 | 5,00 | 90,00 | 90,00 | 99,00 |
10 | Наримановский муниципальный район Астраханской области | 95,60 | 73,16 | 68,00 | 80,00 | 66,00 | 76,93 |
11 | Приволжский муниципальный район Астраханской области | 83,23 | 75,78 | 82,85 | 78,05 | ||
12 | Харабалинский муниципальный район Астраханской области | 73,89 | 74,00 | 73,89 | 74,00 | ||
13 | Черноярский муниципальный район Астраханской области | 92,33 | 92,33 | 90,00 | 80,00 |
Сведения о физическом износе объектов теплоснабжения по результатам мониторинга, проводимого министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области совместно с муниципальными образованиями Астраханской области, за 2021 год представлены в таблице N 3.
N п/п | Наименование муниципального образования Астраханской области | Физический износ | ||
источники | сети | тепловые пункты и насосные станции | ||
% | % | % | ||
1 | Ахтубинский муниципальный район Астраханской области | 64,81 | 70,15 | |
2 | Володарский муниципальный район Астраханской области | 67,24 | 74 | |
3 | Городской округ город Астрахань | 52 | 62,54 | 68 |
4 | Енотаевский муниципальный район Астраханской области | 57,09 | 100 | |
5 | Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области | 67,1 | 95 | |
6 | Икрянинский муниципальный район Астраханской области | 73,6 | 90 | |
7 | Камызякский муниципальный район Астраханской области | 58,1 | 80,29 | |
8 | Красноярский муниципальный район Астраханской области | 53 | 80,29 | |
9 | Лиманский муниципальный район Астраханской области | 66 | 100 | |
10 | Наримановский муниципальный район Астраханской области | 29 | 82,2 | |
11 | Приволжский муниципальный район Астраханской области | 52,14 | 80 | |
12 | Харабалинский муниципальный район Астраханской области | 73,31 | 94,51 | |
13 | Черноярский муниципальный район Астраханской области | 54,31 | 82 |