Действующий

О внесении изменений в Указ Губернатора тульской области от 11 июля 2016 года N 102



4.3. Кадры для технологического суверенитета


В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 21 февраля 2023 года перед системой среднего профессионального образования поставлена задача по подготовке к 2028 году порядка 1 млн специалистов и квалифицированных рабочих для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности Российской Федерации по ключевым отраслям экономики.


Основные целевые показатели и задачи в среднесрочной и долгосрочной перспективе:


доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, прошедших демонстрационный экзамен профильного уровня (%) - 20% в 2023 году, 25% в 2024 году;


численность граждан, охваченных деятельностью Центров опережающей профессиональной подготовки (человек) - 17000 человек в 2023 году, 22000 человек в 2024 году;


доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям (%) - 62,6% в 2023 году, 62,7% в 2024 году.


Эффективным инструментом развития механизмов удовлетворения оперативного кадрового запроса реального сектора экономики является создание центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) в соответствии с перечнем поручений по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 года N Пр-580.


ЦОПП - это региональная структура, призванная осуществлять подготовку кадров для реализации оперативных потребностей экономики региона: обеспечивать регион кадрами новой формации, формировать в регионе качественный человеческий капитал. Они представляют собой современные пространства, с зонированием помещений по функциональному назначению, приспособленные для организации проектной деятельности: встреч, обсуждений, презентаций, проведения лекций, профориентационных мероприятий и т.д. Для информационного обеспечения деятельности ЦОПП разрабатываются цифровые платформы, позволяющие осуществлять многостороннее взаимодействие участников образовательных отношений ЦОПП: граждан Российской Федерации, образовательных организаций и непосредственно работодателей, в том числе малого и среднего предпринимательства.


В 2021 году в Тульской области создан ЦОПП машиностроительного профиля на базе ГПОУ ТО "Тульский государственный машиностроительный колледж им. Н. Демидова". В 2024 году планируется создание второго ЦОПП по направлению "Информационно-коммуникационные технологии" на базе ГПОУ ТО "Донской политехнический колледж".


Основной механизм синхронизации кадровой потребности предприятий реального сектора экономики с образовательными возможностями региональной системы среднего профессионального образования в целях удовлетворения кадровой потребности на среднесрочную перспективу - кластерное (отраслевое) управление системой подготовки кадров. Указанный механизм предусматривает активное сотрудничество образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования с предприятиями реального сектора экономики по принципу кластеров (отраслевых ассоциаций).


Данный подход включает в себя комплексную работу по различным направлениям: от создания нового механизма управления образовательными организациями с включением в него представителей реального сектора экономики и разработки под их запрос образовательных программ до повышения квалификации всех категорий педагогов по современным компетенциям и участия предприятий в оснащении колледжей современной материально-технической базой. В настоящее время в Тульской области создано 13 региональных кластеров по ключевым отраслям экономического развития региона. В указанные кластеры вошло 24 образовательных организации и 183 представителя реального сектора экономики.


На среднесрочном этапе внедрения кластерной системы управления подготовкой кадров планируется реализация следующих подходов.


1. Внедрение новой системы управления кластерами.


Основная цель новой системы управления кластерами - дать возможность работодателю стать полноправным участником образовательного процесса в тесной связке с образовательной организацией и Координационным советом по профессиональному образованию, прогнозированию и координации подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в Тульской области. Указанный подход включает в себя следующие мероприятия:


актуализация механизмов формирования контрольных цифр приема и плана приема для образовательных организаций среднего профессионального образования в сторону отраслевизации;